К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Пост
Пост
(древнеевр. ЕВР;
греч.
νήστις,
νηστεία; лат.
ieiunium)
в различных религиях, включая христианство,
— аскетическая практика ограничения
себя в пище, которое может дополняться
др. самоограничениями; в христ. традиции
— также литург. время, в которое верующим
предписана подобная практика.
П.
как феномен известен во мн. религиях
мира, включая первобытные. Наиболее
распространенное в архаических культах
понимание П., перешедшее и в ряд развитых
рел. систем (напр., в индуизм), является
проявлением магизма, поскольку осн.
целью П. считалось накопление некой
оккультной энергии. При мн. внеш. сходствах
с П. в ряде др. религий П. в христианстве
существенно отличается по своим целям.
В некоторых аспектах понимания П. и
особенностях его практич. осуществления
христианство продолжает в.-з. Традиции.
В ВЗ П.,
заключавшийся в полном воздержании от
всякой пищи и питья (а также, как правило,
от половых сношений) в течение суток
(от одного захода солнца до другого) или
даже неск. дней, основной своей целью
имел выражение верующим своего смирения
перед Богом (ср. предписания о П. в день
Очищения: Лев 16, 29-34). Этим объясняется
то, что П. зачастую предпринимался перед
тем, как приступить к выполнению трудной
задачи (Суд 20, 26; Есф 4, 16; и др.). П.
предпринимался, чтобы вымолить прекращение
к.-л. бедствия (Иоил 2, 12-17; Иф 4, 9-13), чтобы
испросить исцеление (2 Цар 12, 16.22) или
вымолить прощение своей вины (3 Цар 21,
27-29), а также для выражения скорби и
траура, как индивидуально, так и
всенародно.
Обязательным
днем П. в иудаизме является день Очищения,
когда Израиль приносит Богу умилостивление
за грехи всего народа. Известны и общие
П. в память о всенар. бедствиях. Во времена
Христа мн. иудеи предпринимали также
период. П. из личного благочестия —
напр., ученики Иоанна Крестителя и
фарисеи (Мк 2, 18); некоторые из фарисеев
постились 2 раза в неделю (Лк 18, 12).
Вместе с тем
уже в истории ВЗ, а затем и в еванг. время
наблюдалась тенденция к формализации
П., замене его дух. содержания внеш.
исполнением предписаний, что подвергалось
обличению со стороны в.-з. пророков (Ис
58, 2-7; Иер 14, 12; Мал 3, 14) и Самого Иисуса
(Мф 6, 16; Лк 18, 9-14). Иисус не упраздняет П.,
однако призывает к тому, чтобы П.
осуществлялся не перед людьми, для
похвалы своему благочестию, а перед
Богом; более того, П. призван быть
радостным, а не мрачным событием (Мф 6,
16-18) и сочетаться с молитвами и добрыми
уделами.
В начале
Своего мессианского служения Иисус
предпринял 40-дневный П. в пустыне (это
событие произошло сразу после Его
крещения), в завершение которого подвергся
искушению со стороны дьявола (Мф 4, 1—11;
Мк 4, 12-13; Лк 4, 1-13). «Победа Иисуса над
искусителем в пустыне предвещает победу
Страстей [Господних]... Церковь каждый
год сорокадневным Великим постом
соединяется с тайной Иисуса в пустыне»
(ККЦ 539-540).
Для христиан
П. становится прежде всего средством
обуздания своих природных инстинктов
(т.н. умерщвления плоти). При этом П.
представляет собой средство преодоления
действующих в человеке реальных сил
зла.
Однодневные
П. известны у христиан с самых ранних
времен.
Дидахе
(8, 1) предписывает поститься по средам
и пятницам, чтобы отличаться от фарисеев,
постящихся по вторникам и четвергам
(впоследствии среды и пятницы прочно
вошли в традицию христиан, а выбор именно
этих дней для П. объясняется тем, что в
среду Иисус был предан, а в пятницу
принял страдания и смерть).
Дидахе
(7, 4) также предписывает поститься перед
таинством крещения, притом, в отличие
от крещаемого, крестящий должен поститься
не один день, а два. Практика подготовки
катехуменов к крещению неск. днями П.
вскоре стала обычной; число дней
постепенно увеличивалось до 40 (по образу
поста Самого Иисуса), а поскольку в
подготовке катехуменов, принимавших
обычно крещение на Пасху, участвовала
вся церк. община, предпасхальный Великий
пост вошел в общецерк. аскетическую
практику, сохранявшуюся в Церкви и после
того, как катехуменат стал редким
явлением.
С древности
христиане, продолжая традицию ВЗ,
рассматривают П. как важное средство,
способствующее покаянию. Поэтому и дни
П. нередко именуются «покаянными днями».
Вероятно, уже в III в. П. стал также средством
подготовки к участию в Евхаристии
(евхаристический пост).
Если с
древности П. предполагал воздержание
от всякой пищи (и, как правило, питья) в
течение сравнительно небольшого
промежутка времени (полных суток,
светлого времени суток и т.п.; напр., в
ряде мест во время Вел. поста христиане
просто воздерживались от любой пищи во
все дни, кроме суббот и воскресений, от
рассвета до заката), то уже в III в. известна
др. форма — воздержание не от пищи как
таковой, а от определенных ее видов.
Постепенно
в зависимости от степени строгости П.
оформилась сложная иерархия продуктов.
На визант. Востоке в этом плане различаются:
1) мясо теплокровных животных; 2) яйца и
молочные продукты; 3) рыба и др.
холоднокровные; 4) икра; 5) растительное
масло и вино (самая строгая форма П.,
даже без растительного масла, называется
по-гречески ξεροφαγία,
церковно-слав.
сухоядение,
которую превосходит только μονοφαγία
—
воздержание от всякой пищи до наступления
вечера). Такая градация пищи была
обусловлена не только степенью ее
калорийности, но и эконом, соображениями:
в древности мясо стоило в осн. дороже,
чем молочные продукты, и т.д. Отказывая
себе в более дорогостоящей пище,
христианин получал возможность потратить
сэкономленные средства на благотворительность:
дела милосердия и усиленная молитва с
самого начала рассматривались как
неотъемлемые компоненты любого П., в
чем постоянно назидали верующих мн.
вел. учителя духовности, призывая их не
сводить П. только к ограничениям в пище.
С древности П. предполагал также усиление
др. аскетических практик, отказ от
развлечений и удовольствий. Вместе с
тем, если в древности день праздника не
мог быть одновременно днем П. (напр., все
воскресенья, а на Востоке и субботы,
Вел. поста не были постными днями), то
со временем появились определенные
сочетания П. с праздниками, когда
строгость П. Смягчалась.
В визант.
монаш. традиции в Средневековье
сформировалась обширная система
многодневных П. (их время обусловлено
более или менее пропорциональным
распределением постных периодов в
течение года), почти в неизмененном виде
перешедшая и на мирян. Таких П. четыре:
Великий
(7 недель, дополняемые предваряющей их
Сырной седмицей,
когда уже исключено мясо, но допускаются
др. виды скоромной пищи);
Петров,
или
Апостольский П.
(начинающийся через неделю после
Пятидесятницы и предваряющий праздник
свв. Петра и Павла); Успенский
Я. (14 дней перед Успением Пресв. Богородицы);
Рождественский П.
(40 дней перед Рождеством Христовым). К
однодневным постам относятся все среды
и пятницы года (кроме некоторых периодов),
а также дни Воздвижения Креста Господня,
Усекновения главы Иоанна Предтечи и
навечерия Крещения Господня. Строгость
их соблюдения регулируется конкретными
монаш. Уставами.
На Западе со
временем сложились в целом более мягкие,
чем на Востоке, правила П. При этом канон,
дисциплина различала собственно П.
(abstinentia —
исходнс «воздержание»), когда предписывается
то или иное ограничение характера пищи,
и строгий П. (ieiunium),
когда ограничивается число приемов
пищи в течение суток (иногда с регламентацией
времени приема) и их объем (со времен
Средневековья такой строгий П. предполагает
только постную пищу и в канон, текстах
обозначается как
abstinentia
et ieiunium; тем
не менее Папа Бенедикт XIV в 1741 дал, с
некоторыми оговорками, разрешение есть
и мясо в дни строгого П.). Если первоначально
продукты из мяса теплокровных животных,
яиц и молока считались скоромной пищей,
а из рыбы и др. холоднокровных — постными,
наряду с растительными продуктами, то
в Новое время из категории скоромных
были вначале исключены яйца и молочные
продукты, а затем и любые кулинарные
изделия, изготовленные с использованием
мяса, но самого мяса не содержащие
(напр., мясной бульон).
В Средние
века строгий П. предписывался в лат.
обряде на протяжение всего Вел. поста,
в навечерия неск. больших праздников,
а также в среду, пятницу и субботу в
течение особых 4 недель — т.н. Четырех
времен года; собственно П. надлежало
соблюдать во все пятницы и субботы (за
исключением Рождества Христова), а также
во время Адвента и в дни усердных молений
(rogationes) с
понедельника по среду перед Вознесением
Господним. Эти правила с течением времени
заметно смягчались многочисл. папскими
индультами, и режим соблюдения П. очень
различался в разных регионах, где церк.
властям предоставлялось право по
собственному усмотрению смягчать его
дисциплину. Так, во мн. странах суббота
как день П. была заменена средой; Адвент
в Новое время постепенно утратил характер
П., хотя в ряде стран еще сохранялись
обычаи соблюдать П. по средам или субботам
в этот период; в свою очередь, во время
Вел. поста ограничения в приеме пищи
тоже смягчались.
В Новое время
в Католической Церкви наметилась
тенденция к тому, чтобы, с одной стороны,
П. имели менее жестко регламентированный
характер и больше переходили в сферу
добровольного личного благочестия, а
с др. стороны — не сводились только к
ограничениям в пище, которые могут быть
дополнены и даже заменены др.
самоограничениями, полезными для
нравственного и дух. роста верующего,
а также усилением добрых дел, молитвы
и иного дух. Делания.
Канон,
дисциплина П. в Католической Церкви
претерпела существенное изменение во
2-й пол. XX в. и была окончательно
сформулирована в новом виде в апост.
конст. Папы Павла VI
Paenitemini (17.02.1966),
а затем закреплена в ККП 1983 в разделе
«О покаянных днях». К покаянным дням
ККП относит все пятницы года и время
Вел. поста (кан. 1250), обязательными днями
П. объявляет все пятницы года, а строгого
П. — Пепельную среду и Страстную пятницу
(кан. 1251). К соблюдению П. обязываются
все, кто достиг возраста 14 лет, а строгого
П. — от достижения совершеннолетия до
начала 60-го года жизни (кан. 1252). Епископским
конференциям предоставлено право в
своих регионах точнее определять порядок
соблюдения П., а также полностью или
частично заменять П. др. формами покаяния,
особенно делами милосердия и благочестия
(кан. 1253). Строгий П. в наст, время
предполагает отказ от мяса и ограничение
числа приемов пищи в течение дня до
одного раза досыта и двух раз не досыта.
В Вост.
Католических Церквях дисциплина
покаянных дней регулируется частными
нормами каждой из Церквей sui
iuris (ср.
ССЕО 882).
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1680-1684.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.