Последнее напутствие - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Последнее напутствие
Последнее
напутствие,
виатик (лат. viaticum)
причащение больного, находящегося при
смерти, или любого верующего в ситуации
смертельной угрозы. В античном Риме
словом viaticum (от
лат. via —
«дорога») обозначалось принятие пищи
перед дорогой. В ранней Церкви это слово
нередко применялось к таинству Евхаристии
как к таковому, представляющему собой
пищу, необходимую христианину для
земного странствия, однако закрепилось
в качестве термина применительно к
причащению при угрозе смерти. С первых
же веков христианства возможность
соединения со Христом в Евхаристии при
оставлении этого мира представлялась
верующим особенно желанной, в связи с
чем 13-е правило I Никейского собора (325)
провозгласило, что находящиеся при
смерти не должны лишаться Евхаристии
как «последнего нужнейшего напутствия»
(DH
129).
Первоначально
причастие преподавалось умирающим под
двумя видами. Вероятно, в случае физической
невозможности принять частицу евхарист.
Хлеба, больной причащался только Кровью
Христовой. Однако в эпоху зрелого
Средневековья, когда на Западе исчезло
причащение мирян Кровью Христовой, и
вплоть до восстановления во 2-й пол. XX
в. в лат. обряде причащения под двумя
видами, больным в любом случае преподавалась
только частица Тела Христова; если
больному было трудно принять и проглотить
ее, допускалась возможность размочить
частицу водой или вином. Сходной оказалась
практика причащения больных на Востоке:
частица Тела Христова, напоенная Кровью
Христовой, влагается в небольшую чашу
с водой или вином, смешанным с водой,
откуда
лжицей
(ложкой) преподается больному.
П.н.
должно предваряться (если этому ничего
не препятствует) сакраментальным
отпущением грехов и таинством елеосвящения.
При причащении в рим. обряде
добавляется формула: «Да сохранит тебя
Христос и приведет тебя к жизни вечной».
Учительство
Католической Церкви настаивает на
важности П.н.: «Принимаемое в момент
перехода к Отцу, причащение Тела и Крови
Христа имеет особое значение... Оно —
семя вечной жизни и сила воскресения...
Евхаристия, таинство умершего и
воскресшего Христа, здесь — таинство
перехода от смерти к жизни, из этого
мира — к Отцу» (ККЦ 1524).
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1672-1673.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|