Последнее напутствие - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Последнее напутствие

Последнее напутствие, виатик (лат. viaticum) причащение больного, находящегося при смерти, или любого верующего в ситуации смертельной угрозы. В античном Риме словом viaticum (от лат. via — «дорога») обозначалось принятие пищи перед дорогой. В ранней Церкви это слово нередко применялось к таинству Евхаристии как к таковому, представляющему собой пищу, необходимую христианину для земного странствия, однако закрепилось в качестве термина применительно к причащению при угрозе смерти. С первых же веков христианства возможность соединения со Христом в Евхаристии при оставлении этого мира представлялась верующим особенно желанной, в связи с чем 13-е правило I Никейского собора (325) провозгласило, что находящиеся при смерти не должны лишаться Евхаристии как «последнего нужнейшего напутствия» (DH 129).

Первоначально причастие преподавалось умирающим под двумя видами. Вероятно, в случае физической невозможности принять частицу евхарист. Хлеба, больной причащался только Кровью Христовой. Однако в эпоху зрелого Средневековья, когда на Западе исчезло причащение мирян Кровью Христовой, и вплоть до восстановления во 2-й пол. XX в. в лат. обряде причащения под двумя видами, больным в любом случае преподавалась только частица Тела Христова; если больному было трудно принять и проглотить ее, допускалась возможность размочить частицу водой или вином. Сходной оказалась практика причащения больных на Востоке: частица Тела Христова, напоенная Кровью Христовой, влагается в небольшую чашу с водой или вином, смешанным с водой, откуда лжицей (ложкой) преподается больному.

П.н. должно предваряться (если этому ничего не препятствует) сакраментальным отпущением грехов и таинством елеосвящения. При причащении в рим. обряде добавляется формула: «Да сохранит тебя Христос и приведет тебя к жизни вечной».

Учительство Католической Церкви настаивает на важности П.н.: «Принимаемое в момент перехода к Отцу, причащение Тела и Крови Христа имеет особое значение... Оно — семя вечной жизни и сила воскресения... Евхаристия, таинство умершего и воскресшего Христа, здесь — таинство перехода от смерти к жизни, из этого мира — к Отцу» (ККЦ 1524).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1672-1673.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Среда, 29 Марта
    Feria IV. Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 990
    Сессий: 53
    Сейчас на сайте: 5







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017