К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Поклонение Святым Дарам
Поклонение
Святым
Дарам
(греч. ήπροσκυ
νησις των Τιμίων Δώρων, лат. adoratio
Sanctissimi Sacramenti, adoratio eucharistica) поклонение
Христу, присутствующему под видом
освященных Хлеба и Вина; в узком смысле
слова — особое богослужение, при котором
совершается такое поклонение во время
выставления Св. Даров.
П.С.Д· является,
согласно учению Католической Церкви,
выражением веры в реальное присутствие
Христа в евхарист. Дарах. Оно становится
также исполнением желания Самого Иисуса
пребывать в Своей Церкви (ср. ККЦ 1380).
По всей
вероятности, практика П.С.Д. как особого
обряда не была известна христианам
древности и раннего Средневековья; она
по сей день отсутствует в Православных
и Древних Вост. Церквях. Тем не менее
уже в древности христ. общины стремились
хранить некоторый запас Св. Даров,
необходимый для причащения больных и
др. верующих, не имевших возможности
участвовать в Божественной литургии.
В первые века верным разрешалось хранить
Св. Дары у себя дома для ежедневного
причащения; еще дольше эта практика
сохранялась в монаш. среде. В храмах Св.
Дары со временем стали храниться в
специально предназначенном для этого
ковчеге, находящемся на алтаре или в
алтарной части храма; на Западе в эпоху
зрелого Средневековья дарохранительница
стала наделяться особым значением как
место реального пребывания Христа в
храме.
Практика
выставления Св. Даров и П.С.Д. появилась
в Зап. Европе, по-видимому, в нач. XIII в. К
этому времени причащение мирян стало
довольно редким; однако отсутствие
регулярного причащения восполнялось
в нар. благочестии различными
паралитургическими обрядами,
сконцентрированными вокруг почитания
Евхаристии. Вероятно, самым ранним из
известных ярких примеров подобного
благочестия можно считать выставление,
с благословения Св. Престола, Св. Даров
в часовне Св. Креста в Авиньоне 11.09.1226
для постоянного поклонения в целях
благодарения за победу Людовика VIII над
альбигойцами. Существенным этапом в
развитии евхарист. благочестия стало
учреждение в 1264 праздника Тела Христова
и дальнейшее развитие обычаев его
празднования, в которых впоследствии
большое значение приобрели выставление
освященной Гостии в дароносице и
процессия с ней. Позже П.С.Д. в разных
формах стало популярным в ряде регионов
и в некоторых монаш. орденах, однако
только в XV в. оно стало на катол. Западе
повсеместным. В XVI-XVII
вв.
торжественный обряд П.С.Д. приобрел
более или менее постоянную форму, хотя
и в дальнейшем не был закреплен к.-л.
четким офиц. чинопоследованием. Выпущенный
в 1973 рим. Конгрегацией богослужения и
таинств раздел
Римского требника.
«О святом причащении и культе
евхаристической тайны вне мессы»
содержит рекомендации относительно
выставления Св. Даров и П.С.Д (§§ 79-108), в
т.ч. литург. характера.
Обряд П.С.Д.
начинается, как правило, с выставления
Тела Христова либо в дароносице, либо
в цибории. Клирики и народ поклоняются
Св. Дарам, стоя на коленях. В это время
поют песнопения, посвященные Евхаристии
(наиболее распространен обычай обрамлять
П.С.Д. песнопением О
salutaris
hostiaв
начале и
Тапtum
ergo Sacramentumв
конце); в течение некоторого времени
поклонение может проходить и в безмолвии,
а также дополняться произнесением иных
молитв. Обычно П.С.Д. завершается обрядом
благословения Св. Дарами (benedictio
Sanctissimi Sacramenti), когда
священник благословляет коленопреклоненных
верующих дароносицей или циборием.
Традиционный
обряд П.С.Д. не следовал после мессы и
не предварял ее, а совершался в
послеполуденное или вечернее время,
примыкая к вечерне или повечерию либо
к разного рода паралитург. обрядам
(напр., литаниям, крестному пути и т.п.).
В повсеместную практику вошел обычай
П.С.Д. вечером Великого четверга в т.н.
темнице
— часовне или ином специально отведенном
месте храма, символизирующем темницу,
в которую был заключен взятый под стражу
Христос. В некоторых регионах приобрело
популярность также П.С.Д. с вечера
Страстной пятницы вплоть до начала
празднования Пасхи в особом месте храма,
изображающем гробницу, в которой был
погребен Иисус. В ряде стран (в т.ч. в
России) со временем преложилась
традиция совершать П.С.Д. непосредственно
после мессы, особенно после гл. мессы
воскресного или праздничного дня.
В Католической
Церкви возникли и особые формы П.С.Д.,
среди которых выделяются сорокачасовые
моления, а также постоянное П.С.Д. в
специально отведенных для этого часовнях,
где верующие имеют возможность поклоняться
Христу, сокрытому под видом евхарист.
Хлеба, в любое время дня и ночи.
По меньшей
мере с XVI в. Учительство Католической
Церкви, подчеркивая значение веры в
реальное присутствие всецелого Христа
в евхарист. видах, всячески поощряло
П.С.Д. Эта тема неоднократно возникала
и в ряде документов понтификов совр.
эпохи (энц. Папы Павла VI
Mysterium
fidei,апост.
послание Иоанна Павла II Dominicae
сепае,
его же энц.
Ecclesia
de
Eucharistia),а
также в документах Римской курии (напр.,
в наставлении Конгр. богослужения и
таинств
Inaestimabile
donum от
3.04.1980).
Из лат. Церкви
П.С.Д. было заимствовано и некоторыми
Вост. Католическими Церквями, прежде
не знавшими этой практики.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1593-1595.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.