К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Пояс
Пояс (евр.
ЕВР,
ЕВР,
ЕВР, ЕВР, греч.
ζώνη,
лат. cingulum)
— длинная узкая полоса из ткани, шнур
или ремень, служащие для кругового
охвата по талии; в различных христ.
традициях — элемент литург. облачений,
а также повседневных одеяний клириков
и монашествующих.
В ряде культур
мира П. не только выполняет утилитарные
и декоративные функции, но и наделяется
символическими коннотациями. Как у мн.
народов древности, в Израиле П. был
принадлежностью только взрослых мужчин
(ср. 4 Цар 3, 21); он мог служить для ношения
оружия (Исх 32, 27; Втор 1, 41; Суд 3, 16; 18, 11 и
др.) и предметов профессиональной
деятельности (напр., прибора писца: Иез
9, 2-3); кошельки также носились на П. либо
представляли собой полости в нем (ср.
Мф 10, 9; Мк 6, 8).
Как элемент
облачения епископов и пресвитеров П.
уже в раннем Средневековье известен на
Востоке и у кельтов (упоминается в ирл.
Стоуском миссалё);
диаконы и низший клир его не носили. С
IX в. П. стал на Западе повсеместным
элементом облачения епископов,
пресвитеров, диаконов и субдиаконов;
он повязывался поверх -пальбы. В вост.
обрядах П. по сей день носят только
архиереи и священники: в византийском
обряде он служит для стягивания
епитрахили
и
рясы (или,
при полном облачении,
подризника).
Если в ряде
вост. обрядов литург. П. представляет
собой широкую полосу ткани (зачастую
соответствующую по цвету большинству
др. литург. облачений) с узкими ленточками
на концах для завязывания сзади, то на
Западе наиболее распространенной формой
П. стал в Средние века простой шнур. В
ряде регионов Запада вплоть до позднего
Средневековья использовали также П. в
виде богато украшенной полосы ткани из
шелка или др. материала. Папа Римский
при священнодействии традиционно носил
на левой стороне П. Субцинкторий.
Во 2-й пол. XX
в., после литургической реформы, П.
(обычно веревочный) подпоясывает альбу
у любого носящего ее священнослужителя
(или церковнослужителя), если она не
скроена таким образом, что плотно
прилегает к телу.
Ср.-век.
символические толкования П. как литург.
облачения были различны и нашли отражение,
в частности, в формулах, произносимых
при надевании П. В римском обряде (до
литург. реформы, исключившей к.-л. молитвы
при облачении) при этом шла речь о чистоте
и целомудрии («Опояшь меня, Господи,
поясом чистоты и угаси во мне вожделение;
да возобладает во мне добродетель
воздержания и целомудрия»); в визант.
обряде ассоциации более близки к
некоторым из ветхозаветных: «Благословен
Бог, препоясывающий меня силою и
устрояющий мне верный путь» (ср. Пс 17,
33).
С самого
начала становления монашества П. почти
повсеместно стал частью монаш. облачения:
на Западе преобладала традиция веревочных
П., на Востоке — кожаных (по примеру
пророка Илии, ср.
4
Цар 1,
8,
и Иоанна Крестителя, ср. Мк 1, 7). В визант.
монашестве новопостриженный в малую
или великую
схиму
принимает П. (помимо прочих предметов
облачения) в знак того, что он «препоясывается
силою истины».
К позднему
Средневековью П. стали на Западе частью
также и повседневной одежды духовенства
(эдикт Папы Урбана
VIII 1624
содержит требование, чтобы все клирики
носили П. поверх сутаны). Преобладают
П. в виде широкой полосы ткани, конец
которой может свободно свисать. У рядовых
священников, носящих подобный П., он
черного цвета, у епископа — малиновый
(подобные же П. могут носить и монсеньоры),
у кардинала красный, у Папы — белый.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1698-1700.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.