Погребение - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Погребение

Погребение (евр. ЕВР, греч. о τάφος, ή ταφή; лат. funes, exsequiae), в широком смысле — совокупность действий, в которых выражается забота об останках умершего вплоть до их захоронения (или к.-л. иной формы расставания с ними), являющегося конечной целью этих действий; в узком смысле — сам процесс захоронения. Христ. П. является частью обряда отпевания.

Забота об останках умерших существует у всех народов мира и, как свидетельствуют археол. данные, была свойственна людям уже на самых ранних ступенях человеч. истории. Обусловленные традицией обычаи, связанные с П. останков умершего, существенно различаются в разных культурах. Помимо собственно захоронения эти обычаи могут иметь ряд др. целей: прощание с умершим, воздаяние ему почестей, утешение близких и пр.; во мн. рел. культурах предполагается, что подобающим образом исполненные погребальные обряды способны улучшить посмертную участь умершего (а неисполненные — ухудшить).

Известно несколько осн. типов П.: ингумация (захоронение в землю или в склеп, естественный или искусственный), кремация, погружение в воду и др. Существуют также комбинированные типы, напр. ингумация праха после кремации. Тип П. чаще всего обусловлен рел. представлениями; ими же продиктованы запрет или нежелательность к.-л. способов П. Практически все существующие типы П. представляют собой предание останков одной из природных стихий (или нескольким последовательно), что восходит к тем или иным комплексам архаических представлений о мире и человеке; в ряде культур подразумевается возвращение в ту среду, из которой человек произошел (ср. Быт 3, 29). В зависимости от типа и способа П. в одних традиционных культурах существуют специальные места окончательного пребывания останков (могилы, погребальные урны и др.), которые могут служить предметом поминовения, почитания и т.п., а в других таковых нет (напр., в случаях развеяния праха или П. в воду).

В в.-з. Израиле тела умерших погребались непосредственно в землю либо полагались в гробницу, как правило, высеченную в скале (ср. П. Лазаря в Ин 11, а также Самого Иисуса Христа, тело Которого Иосиф Аримафейский положил в гробницу, изначально приготовленную для самого себя — Мф 27, 59-60). Захоронению предшествовали сложные обряды умащения тела умершего ароматами и его пеленание (еванг. жены-мироносицы пришли на 3-й день после смерти Христа рано утром к Его гробнице именно по той причине, что из-за наступления субботы не успели завершить всех положенных действий).

Ранние христиане не имели единообразных похоронных обрядов, а следовали обычаям тех народов, среди которых жили. Способы и места захоронения с самого начала варьировались: могилы в земле, индивидуальные склепы или семейные усыпальницы (кладбище), катакомбы, позже — склепы или подземелья храмов и др. Такие элементы, как прощание с покойным, надгробные венки, поминальная трапеза и т.п., не являются характерными особенностями христ. традиции. Тем не менее раннехрист. авторы отмечают некоторые специфически христ. элементы похорон: молитва пресвитера (Тертуллиан), пение псалмов и гимнов при погребальном шествии (Иероним), совершение в связи с П. особых богослужений, в т.ч. Божественной литургии (Григорий Нисский, Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит).

Самое раннее из сохранившихся чинопоследований церк. П. — чин П. епископа (Испания), датирующийся VII в. Вначале предписывались молитвы и пение над покойным с постоянным каждением, затем месса; после перенесения останков в гробницу вновь служили мессу. Потом предстоятельствовавший епископ вливал миро в уста покойного и, вслед за пением антифонов и вел. славословия, а также молитвами и благословением, гробницу запечатывали.

В эпоху поздней античности и раннего Средневековья отпевание происходило на следующий после кончины день — заупокойная вечерня (Placebo) и после нее утреня в соединении с лаудами (Dirige) вечером, а наутро — заупокойная месса (Requiem); в Средние века следом за ней читалась разрешительная молитва (ее принято называть старофранц. словом Absoute,от лат. Absolutio), текст которой затем полагался на грудь покойного (аналогичный ритуал существует и в П. визант. обряда). Завершающие обряды прощания с усопшим и захоронения останков составляют лишь незначительную часть всего комплекса литург. действий при П. Используемое в лат. традиции обозначение П. — exsequiae— буквально значит «проводы». Доминирующим цветом во всем, что связано с П. и др. заупокойными обрядами, был черный.

Отцы II Ватиканского собора постановили, что «обряд погребения должен яснее выражать пасхальный характер христианской смерти» (SC 81), т.к. смерть христианина является переходом из земной жизни в вечную. Был разработан новый Чин погребения (Ordo exsequiarum), изданный в 1969, и пересмотрен раздел заупокойных месс в Римском миссале. Из заупокойных богослужений рим. обряда исчезли тексты скорбного и устрашающего характера (напр., песнопения Dies irae и Libera те): напротив, были введены мн. тексты, раскрывающие христ. смысл смерти в свете Пасхальной тайны, а также способствующие утешению тех, кто молится об упокоении умершего. Ныне цвет заупокойных литург. облачений может быть фиолетовым (он символически выражает покаяние, ожидание) или черным, а в случаях П. на Пасху — белым.

Католическая Церковь сохраняет неизменным учение об уважении к останкам любого человека и о необходимости их П.: «С телами усопших надлежит обращаться почтительно и с любовью, в вере и надежде на воскресение. Погребение мертвых — это акт телесного милосердия» (ККЦ 2300).

Вместе с тем церк. П. может быть удостоен только член Церкви, т.е. крещеный либо катехумен (в исключительных случаях в наст, время в Католической Церкви допускается также церк. П. христиан-некатоликов). С древности права на церк. П. лишались нераскаявшиеся вероотступники, еретики, схизматики и те, кто был известен явными и нераскаянными тяжкими грехами (этот запрет подтвержден в ныне действующем ККП, ср. кан. 1184 § 1). В последние десятилетия Католическая Церковь разрешает церк. П. некрещеных младенцев, чьи родители желали преподать им крещение, но не успели (кан. 1183 § 2).

Кремация долгое время запрещалась у большинства христиан (католики, завещавшие кремировать свое тело, лишались церк. П.), поскольку воспринималась как выражение неверия в воскресение плоти. Однако в XX в. во мн. христ. Церквях и церк. общинах она стала допускаться. Позиция Католической Церкви в этом вопросе смягчалась начиная с 1963; ныне разрешено церк. П. праха кремированного усопшего (Ordo exsequiarum, п. 416), если кремация не была вызвана неприятием учения Церкви. Законным признается и П. в море, для которого утвержден особый ритуал с собственными текстами (ibid.,п. 406 § 4).

В наст. время в Католической Церкви вопросы, связанные с П., регулируются кан. 1176-85, 1240-43 ККП и кан. 874-879 ККВЦ, а также рубриками соответствующих богослужебных книг Церквей sui iuris.

П. Сахаров

Погребение в визант. традиции. При имп. Константине I был установлен особый порядок П., освященный Церковью. Все действия проводили могильщики, входившие в число церковнослужителей и подчинявшиеся епископу и священнику.

Совр. чин П. христиан Правосл. Церкви сохраняет структуру древнего обычая. Усопшему надевают крест, на голову кладут венчик — ленту со священными знаками. До отпевания, пока тело усопшего пребывает в доме, над ним читается Псалтирь, а если усопший — священник или архиерей — Евангелие. В руку усопшему вкладывают грамоту с особой разрешительной молитвой.

До П. над усопшим может быть совершена лития. С пением Святый Боже тело усопшего выносят из дома в церковь для отпевания. Вынос архиерея происходит при пении вел. канона. Духовенство идет впереди гроба; перед усопшим несут крест или икону, а при П. священника — хоругви, крест и Евангелие; при этом звонят колокола. Традиция помещать тело усопшего в гроб (ковчег) на правосл. Востоке появилась поздно; у народов Балкан и Вост. Средиземноморья по-прежнему часто хоронят без гроба. На паперти храма (в рус. традиции — в самом храме) гроб ставится изголовьем к дверям, и совершается отпевание. Чин отпевания, различный для мирян, монахов, священников, архиереев и младенцев, содержится в Требнике, При П. используются литург. облачения белого цвета.

Ф. Капица

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1571-1575.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024