К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Погребение
Погребение
(евр. ЕВР,
греч.
о τάφος,
ή ταφή; лат.
funes,
exsequiae), в
широком смысле — совокупность действий,
в которых выражается забота об останках
умершего вплоть до их захоронения (или
к.-л. иной формы расставания с ними),
являющегося конечной целью этих действий;
в узком смысле — сам процесс захоронения.
Христ. П. является частью обряда отпевания.
Забота об
останках умерших существует у всех
народов мира и, как свидетельствуют
археол. данные, была свойственна людям
уже на самых ранних ступенях человеч.
истории. Обусловленные традицией обычаи,
связанные с П. останков умершего,
существенно различаются в разных
культурах. Помимо собственно захоронения
эти обычаи могут иметь ряд др. целей:
прощание с умершим, воздаяние ему
почестей, утешение близких и пр.; во мн.
рел. культурах предполагается, что
подобающим образом исполненные
погребальные обряды способны улучшить
посмертную участь умершего (а неисполненные
— ухудшить).
Известно
несколько осн. типов П.:
ингумация
(захоронение в землю или в склеп,
естественный или искусственный),
кремация, погружение в воду и др.
Существуют также комбинированные типы,
напр. ингумация праха после кремации.
Тип П. чаще всего обусловлен рел.
представлениями; ими же продиктованы
запрет или нежелательность к.-л. способов
П. Практически все существующие типы
П. представляют собой предание останков
одной из природных стихий (или нескольким
последовательно), что восходит к тем
или иным комплексам архаических
представлений о мире и человеке; в ряде
культур подразумевается возвращение
в ту среду, из которой человек произошел
(ср. Быт 3, 29).
В
зависимости от типа и способа П. в одних
традиционных культурах существуют
специальные места окончательного
пребывания останков (могилы, погребальные
урны и
др.), которые могут служить предметом
поминовения, почитания и т.п., а в других
таковых нет (напр., в случаях развеяния
праха или П. в воду).
В в.-з. Израиле
тела умерших погребались непосредственно
в землю либо полагались в гробницу, как
правило, высеченную в скале (ср. П. Лазаря
в Ин 11, а также Самого Иисуса Христа,
тело Которого Иосиф Аримафейский положил
в гробницу, изначально приготовленную
для самого себя — Мф 27, 59-60). Захоронению
предшествовали сложные обряды умащения
тела умершего ароматами и его пеленание
(еванг. жены-мироносицы пришли на 3-й
день после смерти Христа рано утром к
Его гробнице именно по той причине, что
из-за наступления субботы не успели
завершить всех положенных действий).
Ранние
христиане не имели единообразных
похоронных обрядов, а следовали обычаям
тех народов, среди которых жили. Способы
и места захоронения с самого начала
варьировались: могилы в земле,
индивидуальные склепы или семейные
усыпальницы (кладбище), катакомбы, позже
— склепы или подземелья храмов и др.
Такие элементы, как прощание с покойным,
надгробные венки, поминальная трапеза
и т.п., не являются характерными
особенностями христ. традиции. Тем не
менее раннехрист. авторы отмечают
некоторые специфически христ. элементы
похорон: молитва пресвитера (Тертуллиан),
пение псалмов и гимнов при погребальном
шествии (Иероним), совершение в связи с
П. особых богослужений, в т.ч. Божественной
литургии (Григорий Нисский, Августин,
Псевдо-Дионисий Ареопагит).
Самое раннее
из сохранившихся чинопоследований
церк. П. — чин П. епископа (Испания),
датирующийся VII в. Вначале предписывались
молитвы и пение над покойным с постоянным
каждением, затем месса; после перенесения
останков в гробницу вновь служили мессу.
Потом предстоятельствовавший епископ
вливал миро в уста покойного и, вслед
за пением антифонов и вел. славословия,
а также молитвами и благословением,
гробницу запечатывали.
В эпоху
поздней античности и раннего Средневековья
отпевание происходило на следующий
после кончины день — заупокойная вечерня
(Placebo) и
после нее утреня в соединении с лаудами
(Dirige)
вечером, а наутро — заупокойная месса
(Requiem);
в Средние века следом за ней читалась
разрешительная молитва (ее принято
называть старофранц. словом
Absoute,от
лат. Absolutio), текст
которой затем полагался на грудь
покойного (аналогичный ритуал существует
и в П. визант. обряда). Завершающие
обряды прощания с усопшим и захоронения
останков составляют лишь незначительную
часть всего комплекса литург. действий
при П. Используемое в лат. традиции
обозначение П. — exsequiae—
буквально значит «проводы». Доминирующим
цветом во всем, что связано с П. и др.
заупокойными обрядами, был черный.
Отцы II
Ватиканского собора постановили, что
«обряд погребения должен яснее выражать
пасхальный характер христианской
смерти» (SC
81),
т.к. смерть христианина является переходом
из земной жизни в вечную. Был разработан
новый
Чин погребения (Ordo
exsequiarum), изданный
в 1969, и пересмотрен раздел заупокойных
месс в
Римском миссале.
Из заупокойных богослужений рим. обряда
исчезли тексты скорбного и устрашающего
характера (напр., песнопения
Dies
irae и
Libera
те):
напротив, были введены мн. тексты,
раскрывающие христ. смысл смерти в свете
Пасхальной тайны, а также способствующие
утешению тех, кто молится об упокоении
умершего. Ныне цвет заупокойных литург.
облачений может быть фиолетовым (он
символически выражает покаяние, ожидание)
или черным, а в случаях П. на Пасху —
белым.
Католическая
Церковь сохраняет неизменным учение
об уважении к останкам любого человека
и о необходимости их П.: «С телами усопших
надлежит обращаться почтительно и с
любовью, в вере и надежде на воскресение.
Погребение мертвых — это акт телесного
милосердия» (ККЦ 2300).
Вместе с тем
церк. П. может быть удостоен только член
Церкви, т.е. крещеный либо катехумен (в
исключительных случаях в наст, время в
Католической Церкви допускается также
церк. П. христиан-некатоликов). С древности
права на церк. П. лишались нераскаявшиеся
вероотступники, еретики, схизматики и
те, кто был известен явными и нераскаянными
тяжкими грехами (этот запрет подтвержден
в ныне действующем ККП, ср. кан. 1184 § 1).
В последние десятилетия Католическая
Церковь разрешает церк. П. некрещеных
младенцев, чьи родители желали преподать
им крещение, но не успели (кан. 1183 § 2).
Кремация
долгое время запрещалась у большинства
христиан (католики, завещавшие кремировать
свое тело, лишались церк. П.), поскольку
воспринималась как выражение неверия
в воскресение плоти. Однако в XX в. во мн.
христ. Церквях и церк. общинах она стала
допускаться. Позиция Католической
Церкви в этом вопросе смягчалась начиная
с 1963; ныне разрешено церк. П. праха
кремированного усопшего (Ordo
exsequiarum, п.
416), если кремация не была вызвана
неприятием учения Церкви. Законным
признается и П. в море, для которого
утвержден особый ритуал с собственными
текстами
(ibid.,п.
406 § 4).
В наст. время
в Католической Церкви вопросы, связанные
с П., регулируются кан. 1176-85, 1240-43 ККП и
кан. 874-879 ККВЦ, а также рубриками
соответствующих богослужебных книг
Церквей
sui
iuris.
П.
Сахаров
Погребение
в визант. традиции.
При имп. Константине I был установлен
особый порядок П., освященный Церковью.
Все действия проводили могильщики,
входившие в число церковнослужителей
и подчинявшиеся епископу и священнику.
Совр.
чин П. христиан Правосл. Церкви сохраняет
структуру древнего обычая. Усопшему
надевают крест, на голову кладут венчик
— ленту со священными знаками. До
отпевания, пока тело усопшего пребывает
в доме, над ним читается
Псалтирь,
а если усопший — священник или архиерей
— Евангелие. В руку усопшему вкладывают
грамоту с особой разрешительной молитвой.
До
П. над усопшим может быть совершена
лития. С пением
Святый Боже
тело усопшего выносят из дома в церковь
для отпевания. Вынос архиерея происходит
при пении вел. канона. Духовенство идет
впереди гроба; перед усопшим несут крест
или икону, а при П. священника — хоругви,
крест и Евангелие; при этом звонят
колокола. Традиция помещать тело усопшего
в гроб (ковчег)
на правосл. Востоке появилась поздно;
у народов Балкан и Вост. Средиземноморья
по-прежнему часто хоронят без гроба. На
паперти храма (в рус. традиции — в самом
храме) гроб ставится изголовьем к дверям,
и совершается отпевание. Чин отпевания,
различный для мирян, монахов, священников,
архиереев и младенцев, содержится в
Требнике,
При П. используются литург. облачения
белого цвета.
Ф.
Капица
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1571-1575.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.