Погребение - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Погребение

Погребение (евр. ЕВР, греч. о τάφος, ή ταφή; лат. funes, exsequiae), в широком смысле — совокупность действий, в которых выражается забота об останках умершего вплоть до их захоронения (или к.-л. иной формы расставания с ними), являющегося конечной целью этих действий; в узком смысле — сам процесс захоронения. Христ. П. является частью обряда отпевания.

Забота об останках умерших существует у всех народов мира и, как свидетельствуют археол. данные, была свойственна людям уже на самых ранних ступенях человеч. истории. Обусловленные традицией обычаи, связанные с П. останков умершего, существенно различаются в разных культурах. Помимо собственно захоронения эти обычаи могут иметь ряд др. целей: прощание с умершим, воздаяние ему почестей, утешение близких и пр.; во мн. рел. культурах предполагается, что подобающим образом исполненные погребальные обряды способны улучшить посмертную участь умершего (а неисполненные — ухудшить).

Известно несколько осн. типов П.: ингумация (захоронение в землю или в склеп, естественный или искусственный), кремация, погружение в воду и др. Существуют также комбинированные типы, напр. ингумация праха после кремации. Тип П. чаще всего обусловлен рел. представлениями; ими же продиктованы запрет или нежелательность к.-л. способов П. Практически все существующие типы П. представляют собой предание останков одной из природных стихий (или нескольким последовательно), что восходит к тем или иным комплексам архаических представлений о мире и человеке; в ряде культур подразумевается возвращение в ту среду, из которой человек произошел (ср. Быт 3, 29). В зависимости от типа и способа П. в одних традиционных культурах существуют специальные места окончательного пребывания останков (могилы, погребальные урны и др.), которые могут служить предметом поминовения, почитания и т.п., а в других таковых нет (напр., в случаях развеяния праха или П. в воду).

В в.-з. Израиле тела умерших погребались непосредственно в землю либо полагались в гробницу, как правило, высеченную в скале (ср. П. Лазаря в Ин 11, а также Самого Иисуса Христа, тело Которого Иосиф Аримафейский положил в гробницу, изначально приготовленную для самого себя — Мф 27, 59-60). Захоронению предшествовали сложные обряды умащения тела умершего ароматами и его пеленание (еванг. жены-мироносицы пришли на 3-й день после смерти Христа рано утром к Его гробнице именно по той причине, что из-за наступления субботы не успели завершить всех положенных действий).

Ранние христиане не имели единообразных похоронных обрядов, а следовали обычаям тех народов, среди которых жили. Способы и места захоронения с самого начала варьировались: могилы в земле, индивидуальные склепы или семейные усыпальницы (кладбище), катакомбы, позже — склепы или подземелья храмов и др. Такие элементы, как прощание с покойным, надгробные венки, поминальная трапеза и т.п., не являются характерными особенностями христ. традиции. Тем не менее раннехрист. авторы отмечают некоторые специфически христ. элементы похорон: молитва пресвитера (Тертуллиан), пение псалмов и гимнов при погребальном шествии (Иероним), совершение в связи с П. особых богослужений, в т.ч. Божественной литургии (Григорий Нисский, Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит).

Самое раннее из сохранившихся чинопоследований церк. П. — чин П. епископа (Испания), датирующийся VII в. Вначале предписывались молитвы и пение над покойным с постоянным каждением, затем месса; после перенесения останков в гробницу вновь служили мессу. Потом предстоятельствовавший епископ вливал миро в уста покойного и, вслед за пением антифонов и вел. славословия, а также молитвами и благословением, гробницу запечатывали.

В эпоху поздней античности и раннего Средневековья отпевание происходило на следующий после кончины день — заупокойная вечерня (Placebo) и после нее утреня в соединении с лаудами (Dirige) вечером, а наутро — заупокойная месса (Requiem); в Средние века следом за ней читалась разрешительная молитва (ее принято называть старофранц. словом Absoute,от лат. Absolutio), текст которой затем полагался на грудь покойного (аналогичный ритуал существует и в П. визант. обряда). Завершающие обряды прощания с усопшим и захоронения останков составляют лишь незначительную часть всего комплекса литург. действий при П. Используемое в лат. традиции обозначение П. — exsequiae— буквально значит «проводы». Доминирующим цветом во всем, что связано с П. и др. заупокойными обрядами, был черный.

Отцы II Ватиканского собора постановили, что «обряд погребения должен яснее выражать пасхальный характер христианской смерти» (SC 81), т.к. смерть христианина является переходом из земной жизни в вечную. Был разработан новый Чин погребения (Ordo exsequiarum), изданный в 1969, и пересмотрен раздел заупокойных месс в Римском миссале. Из заупокойных богослужений рим. обряда исчезли тексты скорбного и устрашающего характера (напр., песнопения Dies irae и Libera те): напротив, были введены мн. тексты, раскрывающие христ. смысл смерти в свете Пасхальной тайны, а также способствующие утешению тех, кто молится об упокоении умершего. Ныне цвет заупокойных литург. облачений может быть фиолетовым (он символически выражает покаяние, ожидание) или черным, а в случаях П. на Пасху — белым.

Католическая Церковь сохраняет неизменным учение об уважении к останкам любого человека и о необходимости их П.: «С телами усопших надлежит обращаться почтительно и с любовью, в вере и надежде на воскресение. Погребение мертвых — это акт телесного милосердия» (ККЦ 2300).

Вместе с тем церк. П. может быть удостоен только член Церкви, т.е. крещеный либо катехумен (в исключительных случаях в наст, время в Католической Церкви допускается также церк. П. христиан-некатоликов). С древности права на церк. П. лишались нераскаявшиеся вероотступники, еретики, схизматики и те, кто был известен явными и нераскаянными тяжкими грехами (этот запрет подтвержден в ныне действующем ККП, ср. кан. 1184 § 1). В последние десятилетия Католическая Церковь разрешает церк. П. некрещеных младенцев, чьи родители желали преподать им крещение, но не успели (кан. 1183 § 2).

Кремация долгое время запрещалась у большинства христиан (католики, завещавшие кремировать свое тело, лишались церк. П.), поскольку воспринималась как выражение неверия в воскресение плоти. Однако в XX в. во мн. христ. Церквях и церк. общинах она стала допускаться. Позиция Католической Церкви в этом вопросе смягчалась начиная с 1963; ныне разрешено церк. П. праха кремированного усопшего (Ordo exsequiarum, п. 416), если кремация не была вызвана неприятием учения Церкви. Законным признается и П. в море, для которого утвержден особый ритуал с собственными текстами (ibid.,п. 406 § 4).

В наст. время в Католической Церкви вопросы, связанные с П., регулируются кан. 1176-85, 1240-43 ККП и кан. 874-879 ККВЦ, а также рубриками соответствующих богослужебных книг Церквей sui iuris.

П. Сахаров

Погребение в визант. традиции. При имп. Константине I был установлен особый порядок П., освященный Церковью. Все действия проводили могильщики, входившие в число церковнослужителей и подчинявшиеся епископу и священнику.

Совр. чин П. христиан Правосл. Церкви сохраняет структуру древнего обычая. Усопшему надевают крест, на голову кладут венчик — ленту со священными знаками. До отпевания, пока тело усопшего пребывает в доме, над ним читается Псалтирь, а если усопший — священник или архиерей — Евангелие. В руку усопшему вкладывают грамоту с особой разрешительной молитвой.

До П. над усопшим может быть совершена лития. С пением Святый Боже тело усопшего выносят из дома в церковь для отпевания. Вынос архиерея происходит при пении вел. канона. Духовенство идет впереди гроба; перед усопшим несут крест или икону, а при П. священника — хоругви, крест и Евангелие; при этом звонят колокола. Традиция помещать тело усопшего в гроб (ковчег) на правосл. Востоке появилась поздно; у народов Балкан и Вост. Средиземноморья по-прежнему часто хоронят без гроба. На паперти храма (в рус. традиции — в самом храме) гроб ставится изголовьем к дверям, и совершается отпевание. Чин отпевания, различный для мирян, монахов, священников, архиереев и младенцев, содержится в Требнике, При П. используются литург. облачения белого цвета.

Ф. Капица

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1571-1575.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 29 Марта
    Feria VI. prime hebdomade. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 1876
    Сессий: 6
    Сейчас на сайте: 6





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024