Пятидесятница - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пятидесятница

Пятидесятница (греч. Πεντηκοστή [ή μέρα] — досл. «пятидесятый [день]»; лат. Pentecoste) — 1) иуд. праздник, отмечающийся в 50-й день после Пасхи; 2) произошедшее в 50-й день после воскресения Иисуса Христа сошествие Св. Духа на Его учеников, а также связанный с воспоминанием этого события христ. Праздник.

1) Упоминаемая дважды в книгах ВЗ, написанных по- гречески (Тов 2, 1; 2 Макк 12, 31-32), иуд. П. отождествляется с праздником седмиц (hag Sabuot). Этот праздник, называемый также праздником жатвы (hag haggasor — Исх 23, 16), наряду с Пасхой (или праздником опресноков) и праздником собирания плодов (или праздником кущей), был одним из трех иуд. праздников, в которые все иудеи-мужчины должны были посетить святилище Бога и принести Ему жертву (Исх 23, 14-17; Втор 16, 16; 2 Пар 8, 13). Название «праздник седмиц» связано с тем, что он отмечался через 7 недель (т.е. в 50-й день), после того как «появится серп на жатве» (Втор 16, 9), т.е. после Пасхи (Лев 23,15-16). Наиболее характерной деталью ритуала было приношение Богу первого хлебного урожая (Числ 28, 26) в виде двух хлебов, испеченных на дрожжах (ср. Лев 23,16-17).

В отличие от Пасхи — воспоминания исхода иудеев из Египта — праздник седмиц в ВЗ не имеет связи с историей спасения. Однако в некоторых иуд. кругах, по-видимому, не раньше II в. до н.э., П. стала пониматься как воспоминание о заключении на Синае союза (завета) между Богом и Его народом (это событие имело место примерно через 2 месяца после исхода из Египта, ср. Исх 12, 2; 19,1), а также о др. союзах Бога — с Ноем и Авраамом. Такой смысл П. отражен в Книге Юбилеев (14, 10; 15, 1). В Кумранских рукописях П. рассматривается как самый важный праздник, посвященный обновлению союза с Богом. В совр. иудаизме П. остается одним из гл. праздников.

2) Иисус Христос накануне Своих страданий и смерти обещал апостолам, что пошлет им «другого Утешителя» — Духа истины (Ин 14, 16-17; 16, 13-14) и что смерть Иисуса — необходимое условие сошествия Духа (Ин 16, 7). Согласно Деяниям апостолов, дарование Св. Духа («крещение Духом Святым», ср. Мк 1, 8) было предвозвещено Самим Иисусом в момент вознесения Господня (Деян 1, 5.8). Сошествие Св. Духа на учеников Христа, собравшихся вместе в день П. (Деян 2, 1; среди них были, возможно, не только 12 апостолов, ср. Деян 1, 14-16), сопровождалось знамениями: шумом с неба, явлением «как бы огненных языков» на каждом и, наконец, обретением учениками способности говорить на разных языках, причем их речь понимали из разных мест (Деян 2, 2-12). Пётр произнес проповедь перед народом (Деян 2, 14-36), объяснявшую происходящее как исполнение пророчества Иоиля о последних временах, когда Бог изольет Свой Дух «на всякую плоть» и «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил 2, 28-32; ср. Иез 36, 27). Пётр указал, что распятый Иисус воскрес, что Он — обещанный пророками Мессия (Христос). Под действием проповеди Петра ок. 3 тыс. чел. крестились во имя Иисуса Христа (Деян ,2, 41), чтобы получить прощение грехов и дар Св. Духа (Деян 2, 38), и, т.о., образовали вместе с апостолами Церковь — общину спасения.

Уже в период патристики П. ставилась в параллель крещению Господню, сопровождавшемуся видимым схождением Св. Духа (Мк 1, 9-11): как крещение Иисуса Христа начинает период Его обществ, служения, так и П. — крещение Церкви Духом Святым — отмечает новую эпоху в истории спасения, время Церкви, благодаря проповеди которой Благая Весть должна распространиться из Иерусалима «даже до края земли» (Деян 1, 8; ср. Мф 28, 19-20). «Чудо языков» — это знамение грядущего объединения в лоне Церкви всех народов, разделенных в результате строительства Вавилонской башни (Быт 11, 6-8). В соответствии с трактовкой иуд. П. как воспоминания о союзе с Богом, сделавшем Израиль народом Божьим (ср. Исх 19, 5), сошествие Св. Духа понимается как дарование нового завета и рождение нового народа Божьего — Церкви.

Согласно апокрифическому Посланию апостолов (сер. II в.), свидетельствам Тертуллиана, Оригена и др. авторов III в., в ранней Церкви слово «П.» (греч. Πεντηκοστή, лат. Quinquagesima) относилось ко всему 50-дневному периоду, начинавшемуся с пасхального воскресенья, который был единым временем литург. празднования, включавшего такие темы, как воскресение Иисуса Христа, Его вознесение, сошествие Св. Духа, второе пришествие Христа. В течение всего этого периода литургия служилась ежедневно, не практиковались посты и коленопреклонения, осуществлялось последовательное чтение Деяний апостолов. 50-й день (8-е воскресенье, начиная с Пасхи) — собственно П. — был временем торжественного завершения этого периода и лишь постепенно в IV в. получил значение особого воспоминания вознесения Иисуса Христа и сошествия Св. Духа, а затем Вознесение Господне стало отд. праздником, отмечаемым в 40-й день после Пасхи. С нач. IV в. документально подтверждается обычай, согласно которому катехумены, по каким-либо причинам не принявшие крещение в ночь на Пасху, могли это сделать лишь во время навечерия П. В Зап. Церкви VI в. сформировалась октава П., а в V-VII вв., по-видимому, под влиянием галльской литургии распространился обычай поста накануне П. (отменен Папой Пием XII в 1956). В ходе литургической реформы в 1969 было подчеркнуто единство Пасхального времени, продолжающегося 50 дней, и отменена октава П.; в какой-то мере ее заменил период с Вознесения Господня до П.: чтения этого периода особенно подчеркивают роль Св. Духа.

В визант. обряде празднование П. включает в себя два последовательных дня: в воскресенье отмечается праздник Троицы (в лат. обряде Троица празднуется через неделю после П.), в понедельник («Духов день») — сошествие Св. Духа.

Л. Горелов

Иконография Пятидесятницы. Наиболее ранним примером иконографии П. считается миниатюра из Евангелия Роббулы (586, Библиотека Лауренциана, Флоренция), где впервые представлено символическое изображение Св. Духа в виде голубя. В визант. иконографии П. существует 2 типа: в первом фигуры сидящих двенадцати апостолов выстроены в один ряд, в центре которого помещен пустой трон, символизирующий незримое присутствие Христа во славе (кон. XII в., мозаика, мон. Гротгаферрата); во втором фигуры апостолов располагаются по кругу, символическое изображение Св. Духа может быть заменено фигурой старца со свитком, имеющей двоякое значение: это или образ пророка Исайи, перечислившего в своей книге 7 даров Св. Духа (Ис 11,2-3), или образ пророка Иоиля, предвозвещавшего сошествие Св. Духа (Иоил 2, 28) (мозаическая икона Праздники 1-й четв. XIV в., Музей кафедр, собора, Флоренция). В зап. ср.-век. искусстве была распространена версия, когда композиционным центром является образ голубя (миниатюра из Реймсского миссала, 1285-97, Гос. публичная библиотека, С.-Петербург). В эпоху Возрождения и раннего барокко сформировалась устойчивая иконография П.: фигуры сидящих по кругу апостолов группируются вокруг образа Девы Марии, выступающего в данном случае как символ земной Церкви; присутствие образа голубя не исключается, но осн. символом Св. Духа стали языки пламени над головами каждого из персонажей (Эль Греко, Сошествие Св. Духа, 1610-14, Прадо, Мадрид). Данная иконогр. версия использовалась и в живописи XX в. (Э. Нольде, Сошествие Св. Духе, 1909, Нац. галерея, Берлин).

Н. Боровская

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1905-1908.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024