Пятидесятница - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пятидесятница

Пятидесятница (греч. Πεντηκοστή [ή μέρα] — досл. «пятидесятый [день]»; лат. Pentecoste) — 1) иуд. праздник, отмечающийся в 50-й день после Пасхи; 2) произошедшее в 50-й день после воскресения Иисуса Христа сошествие Св. Духа на Его учеников, а также связанный с воспоминанием этого события христ. Праздник.

1) Упоминаемая дважды в книгах ВЗ, написанных по- гречески (Тов 2, 1; 2 Макк 12, 31-32), иуд. П. отождествляется с праздником седмиц (hag Sabuot). Этот праздник, называемый также праздником жатвы (hag haggasor — Исх 23, 16), наряду с Пасхой (или праздником опресноков) и праздником собирания плодов (или праздником кущей), был одним из трех иуд. праздников, в которые все иудеи-мужчины должны были посетить святилище Бога и принести Ему жертву (Исх 23, 14-17; Втор 16, 16; 2 Пар 8, 13). Название «праздник седмиц» связано с тем, что он отмечался через 7 недель (т.е. в 50-й день), после того как «появится серп на жатве» (Втор 16, 9), т.е. после Пасхи (Лев 23,15-16). Наиболее характерной деталью ритуала было приношение Богу первого хлебного урожая (Числ 28, 26) в виде двух хлебов, испеченных на дрожжах (ср. Лев 23,16-17).

В отличие от Пасхи — воспоминания исхода иудеев из Египта — праздник седмиц в ВЗ не имеет связи с историей спасения. Однако в некоторых иуд. кругах, по-видимому, не раньше II в. до н.э., П. стала пониматься как воспоминание о заключении на Синае союза (завета) между Богом и Его народом (это событие имело место примерно через 2 месяца после исхода из Египта, ср. Исх 12, 2; 19,1), а также о др. союзах Бога — с Ноем и Авраамом. Такой смысл П. отражен в Книге Юбилеев (14, 10; 15, 1). В Кумранских рукописях П. рассматривается как самый важный праздник, посвященный обновлению союза с Богом. В совр. иудаизме П. остается одним из гл. праздников.

2) Иисус Христос накануне Своих страданий и смерти обещал апостолам, что пошлет им «другого Утешителя» — Духа истины (Ин 14, 16-17; 16, 13-14) и что смерть Иисуса — необходимое условие сошествия Духа (Ин 16, 7). Согласно Деяниям апостолов, дарование Св. Духа («крещение Духом Святым», ср. Мк 1, 8) было предвозвещено Самим Иисусом в момент вознесения Господня (Деян 1, 5.8). Сошествие Св. Духа на учеников Христа, собравшихся вместе в день П. (Деян 2, 1; среди них были, возможно, не только 12 апостолов, ср. Деян 1, 14-16), сопровождалось знамениями: шумом с неба, явлением «как бы огненных языков» на каждом и, наконец, обретением учениками способности говорить на разных языках, причем их речь понимали из разных мест (Деян 2, 2-12). Пётр произнес проповедь перед народом (Деян 2, 14-36), объяснявшую происходящее как исполнение пророчества Иоиля о последних временах, когда Бог изольет Свой Дух «на всякую плоть» и «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил 2, 28-32; ср. Иез 36, 27). Пётр указал, что распятый Иисус воскрес, что Он — обещанный пророками Мессия (Христос). Под действием проповеди Петра ок. 3 тыс. чел. крестились во имя Иисуса Христа (Деян ,2, 41), чтобы получить прощение грехов и дар Св. Духа (Деян 2, 38), и, т.о., образовали вместе с апостолами Церковь — общину спасения.

Уже в период патристики П. ставилась в параллель крещению Господню, сопровождавшемуся видимым схождением Св. Духа (Мк 1, 9-11): как крещение Иисуса Христа начинает период Его обществ, служения, так и П. — крещение Церкви Духом Святым — отмечает новую эпоху в истории спасения, время Церкви, благодаря проповеди которой Благая Весть должна распространиться из Иерусалима «даже до края земли» (Деян 1, 8; ср. Мф 28, 19-20). «Чудо языков» — это знамение грядущего объединения в лоне Церкви всех народов, разделенных в результате строительства Вавилонской башни (Быт 11, 6-8). В соответствии с трактовкой иуд. П. как воспоминания о союзе с Богом, сделавшем Израиль народом Божьим (ср. Исх 19, 5), сошествие Св. Духа понимается как дарование нового завета и рождение нового народа Божьего — Церкви.

Согласно апокрифическому Посланию апостолов (сер. II в.), свидетельствам Тертуллиана, Оригена и др. авторов III в., в ранней Церкви слово «П.» (греч. Πεντηκοστή, лат. Quinquagesima) относилось ко всему 50-дневному периоду, начинавшемуся с пасхального воскресенья, который был единым временем литург. празднования, включавшего такие темы, как воскресение Иисуса Христа, Его вознесение, сошествие Св. Духа, второе пришествие Христа. В течение всего этого периода литургия служилась ежедневно, не практиковались посты и коленопреклонения, осуществлялось последовательное чтение Деяний апостолов. 50-й день (8-е воскресенье, начиная с Пасхи) — собственно П. — был временем торжественного завершения этого периода и лишь постепенно в IV в. получил значение особого воспоминания вознесения Иисуса Христа и сошествия Св. Духа, а затем Вознесение Господне стало отд. праздником, отмечаемым в 40-й день после Пасхи. С нач. IV в. документально подтверждается обычай, согласно которому катехумены, по каким-либо причинам не принявшие крещение в ночь на Пасху, могли это сделать лишь во время навечерия П. В Зап. Церкви VI в. сформировалась октава П., а в V-VII вв., по-видимому, под влиянием галльской литургии распространился обычай поста накануне П. (отменен Папой Пием XII в 1956). В ходе литургической реформы в 1969 было подчеркнуто единство Пасхального времени, продолжающегося 50 дней, и отменена октава П.; в какой-то мере ее заменил период с Вознесения Господня до П.: чтения этого периода особенно подчеркивают роль Св. Духа.

В визант. обряде празднование П. включает в себя два последовательных дня: в воскресенье отмечается праздник Троицы (в лат. обряде Троица празднуется через неделю после П.), в понедельник («Духов день») — сошествие Св. Духа.

Л. Горелов

Иконография Пятидесятницы. Наиболее ранним примером иконографии П. считается миниатюра из Евангелия Роббулы (586, Библиотека Лауренциана, Флоренция), где впервые представлено символическое изображение Св. Духа в виде голубя. В визант. иконографии П. существует 2 типа: в первом фигуры сидящих двенадцати апостолов выстроены в один ряд, в центре которого помещен пустой трон, символизирующий незримое присутствие Христа во славе (кон. XII в., мозаика, мон. Гротгаферрата); во втором фигуры апостолов располагаются по кругу, символическое изображение Св. Духа может быть заменено фигурой старца со свитком, имеющей двоякое значение: это или образ пророка Исайи, перечислившего в своей книге 7 даров Св. Духа (Ис 11,2-3), или образ пророка Иоиля, предвозвещавшего сошествие Св. Духа (Иоил 2, 28) (мозаическая икона Праздники 1-й четв. XIV в., Музей кафедр, собора, Флоренция). В зап. ср.-век. искусстве была распространена версия, когда композиционным центром является образ голубя (миниатюра из Реймсского миссала, 1285-97, Гос. публичная библиотека, С.-Петербург). В эпоху Возрождения и раннего барокко сформировалась устойчивая иконография П.: фигуры сидящих по кругу апостолов группируются вокруг образа Девы Марии, выступающего в данном случае как символ земной Церкви; присутствие образа голубя не исключается, но осн. символом Св. Духа стали языки пламени над головами каждого из персонажей (Эль Греко, Сошествие Св. Духа, 1610-14, Прадо, Мадрид). Данная иконогр. версия использовалась и в живописи XX в. (Э. Нольде, Сошествие Св. Духе, 1909, Нац. галерея, Берлин).

Н. Боровская

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1905-1908.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Вторник, 20 Октября
    Sergii et Bachi et Marcellini Martyrum

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 1749
    Сессий: 18
    Сейчас на сайте: 9





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2020