К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Пятидесятница
Пятидесятница
(греч. Πεντηκοστή
[ή μέρα] —
досл. «пятидесятый [день]»; лат. Pentecoste) —
1) иуд. праздник, отмечающийся в 50-й день
после Пасхи; 2) произошедшее в 50-й день
после воскресения Иисуса Христа сошествие
Св. Духа на Его учеников, а также связанный
с воспоминанием этого события христ.
Праздник.
1)
Упоминаемая дважды в книгах ВЗ, написанных
по- гречески (Тов 2, 1; 2 Макк 12, 31-32), иуд.
П. отождествляется с праздником седмиц
(hag
Sabuot). Этот
праздник, называемый также праздником
жатвы (hag
haggasor —
Исх 23, 16), наряду с Пасхой (или праздником
опресноков) и праздником собирания
плодов (или праздником кущей), был одним
из трех иуд. праздников, в которые все
иудеи-мужчины должны были посетить
святилище Бога и принести Ему жертву
(Исх 23, 14-17; Втор 16, 16; 2 Пар 8, 13). Название
«праздник седмиц» связано с тем, что он
отмечался через 7 недель (т.е. в 50-й день),
после того как «появится серп на жатве»
(Втор 16, 9), т.е. после Пасхи (Лев 23,15-16).
Наиболее характерной деталью ритуала
было приношение Богу первого хлебного
урожая (Числ 28, 26) в виде двух хлебов,
испеченных на дрожжах (ср. Лев 23,16-17).
В
отличие от Пасхи — воспоминания исхода
иудеев из Египта — праздник седмиц в
ВЗ не имеет связи с историей спасения.
Однако в некоторых иуд. кругах, по-видимому, не раньше II в. до н.э., П. стала
пониматься как воспоминание о заключении
на Синае союза (завета) между Богом и
Его народом (это событие имело место
примерно через 2 месяца после исхода из
Египта, ср. Исх 12, 2; 19,1), а также о др.
союзах Бога — с Ноем и Авраамом. Такой
смысл П. отражен в
Книге Юбилеев (14,
10; 15, 1). В
Кумранских рукописях
П. рассматривается как самый важный
праздник, посвященный обновлению союза
с Богом. В совр. иудаизме П. остается
одним из гл. праздников.
2)
Иисус
Христос накануне Своих страданий и
смерти обещал апостолам, что пошлет им
«другого Утешителя» — Духа истины (Ин
14, 16-17; 16, 13-14) и что смерть Иисуса —
необходимое условие сошествия Духа (Ин
16, 7). Согласно Деяниям апостолов, дарование
Св. Духа («крещение Духом Святым», ср.
Мк 1, 8) было предвозвещено Самим Иисусом
в момент вознесения Господня (Деян 1,
5.8). Сошествие Св. Духа на учеников Христа,
собравшихся вместе в день П. (Деян 2, 1;
среди них были, возможно, не только 12
апостолов, ср. Деян 1, 14-16), сопровождалось
знамениями: шумом с неба, явлением «как
бы огненных языков» на каждом и, наконец,
обретением учениками способности
говорить на разных языках, причем их
речь понимали из
разных мест (Деян 2, 2-12). Пётр произнес
проповедь перед народом (Деян 2, 14-36),
объяснявшую происходящее как исполнение
пророчества Иоиля о последних временах,
когда Бог изольет Свой Дух «на всякую
плоть» и «всякий, кто призовет имя
Господне, спасется» (Иоил 2, 28-32; ср. Иез
36, 27). Пётр указал, что распятый Иисус
воскрес, что Он — обещанный пророками
Мессия (Христос). Под действием проповеди
Петра ок. 3 тыс. чел. крестились во имя
Иисуса Христа (Деян ,2, 41), чтобы получить
прощение грехов и дар Св. Духа (Деян 2,
38), и, т.о., образовали вместе с апостолами
Церковь — общину спасения.
Уже
в период патристики П. ставилась в
параллель крещению Господню,
сопровождавшемуся видимым схождением
Св. Духа (Мк 1, 9-11): как крещение Иисуса
Христа начинает период Его обществ,
служения, так и П. — крещение Церкви
Духом Святым — отмечает новую эпоху в
истории спасения, время Церкви, благодаря
проповеди которой Благая Весть должна
распространиться из Иерусалима «даже
до края земли» (Деян 1, 8; ср. Мф 28, 19-20).
«Чудо языков» — это знамение грядущего
объединения в лоне Церкви всех народов,
разделенных в результате строительства
Вавилонской башни (Быт 11, 6-8). В соответствии
с трактовкой иуд. П. как воспоминания о
союзе с Богом, сделавшем Израиль народом
Божьим (ср. Исх 19, 5), сошествие Св. Духа
понимается как дарование нового завета
и рождение нового народа Божьего —
Церкви.
Согласно
апокрифическому
Посланию апостолов
(сер. II в.), свидетельствам Тертуллиана,
Оригена и др. авторов III в., в ранней
Церкви слово «П.» (греч. Πεντηκοστή,
лат.
Quinquagesima) относилось
ко всему 50-дневному периоду, начинавшемуся
с пасхального воскресенья, который был
единым временем литург. празднования,
включавшего такие темы, как воскресение
Иисуса Христа, Его вознесение, сошествие
Св. Духа, второе пришествие Христа. В
течение всего этого периода литургия
служилась ежедневно, не практиковались
посты и коленопреклонения, осуществлялось
последовательное чтение Деяний апостолов.
50-й день (8-е воскресенье, начиная с Пасхи)
— собственно П. — был временем
торжественного завершения этого периода
и лишь постепенно в IV в. получил значение
особого воспоминания вознесения Иисуса
Христа и сошествия Св. Духа, а затем
Вознесение Господне стало отд. праздником,
отмечаемым в 40-й день после Пасхи. С нач.
IV в. документально подтверждается
обычай, согласно которому катехумены,
по каким-либо причинам не принявшие
крещение в ночь на Пасху, могли это
сделать лишь во время навечерия П. В
Зап. Церкви VI в. сформировалась октава
П., а в V-VII
вв.,
по-видимому, под влиянием галльской
литургии распространился обычай поста
накануне П. (отменен Папой Пием XII в
1956). В ходе литургической реформы в 1969
было подчеркнуто единство Пасхального
времени, продолжающегося 50 дней, и
отменена октава П.; в какой-то мере ее
заменил период с Вознесения Господня
до П.: чтения этого периода особенно
подчеркивают роль Св. Духа.
В
визант. обряде празднование П. включает
в себя два последовательных дня: в
воскресенье отмечается праздник Троицы
(в лат. обряде Троица празднуется через
неделю после П.), в понедельник («Духов
день») — сошествие Св. Духа.
Л.
Горелов
Иконография Пятидесятницы. Наиболее
ранним примером иконографии П. считается
миниатюра из
Евангелия Роббулы (586,
Библиотека Лауренциана, Флоренция), где
впервые представлено символическое
изображение Св. Духа в виде голубя. В
визант. иконографии П. существует 2 типа:
в первом фигуры сидящих двенадцати
апостолов выстроены в один ряд, в центре
которого помещен пустой трон,
символизирующий незримое присутствие
Христа во славе (кон. XII в., мозаика, мон.
Гротгаферрата); во втором фигуры апостолов
располагаются по кругу, символическое
изображение Св. Духа может быть заменено
фигурой старца со свитком, имеющей
двоякое значение: это или образ пророка
Исайи, перечислившего в своей книге 7
даров Св. Духа (Ис 11,2-3), или образ пророка
Иоиля, предвозвещавшего сошествие Св.
Духа (Иоил 2, 28) (мозаическая икона
Праздники 1-й
четв. XIV в., Музей кафедр, собора, Флоренция).
В зап. ср.-век. искусстве была распространена
версия, когда композиционным центром
является образ голубя (миниатюра из
Реймсского миссала,
1285-97, Гос. публичная библиотека,
С.-Петербург). В эпоху Возрождения и
раннего барокко сформировалась устойчивая
иконография П.: фигуры сидящих по кругу
апостолов группируются вокруг образа
Девы Марии, выступающего в данном случае
как символ земной Церкви; присутствие
образа голубя не исключается, но осн.
символом Св. Духа стали языки пламени
над головами каждого из персонажей (Эль
Греко,
Сошествие Св.
Духа, 1610-14, Прадо, Мадрид). Данная иконогр.
версия использовалась и в живописи XX
в. (Э. Нольде,
Сошествие Св.
Духе, 1909, Нац. галерея, Берлин).
Н.
Боровская
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1905-1908.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.