Певчий - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Певчий
Певчий
(греч. ψάλτης,
лат. cantor)—
церковнослужитель, исполняющий тексты
богослужения, которые предназначены
для пения.
С
древности неотъемлемым элементом христ.
богослужений было пение, которое в
значительной части осуществлялось всей
общиной. Некоторые песнопения, однако,
требовали специальных способностей,
знаний и навыков, в связи с чем уже на
самых ранних этапах становления христ.
литургии выделяется особое служение
П., 8 обязанности которых входило также
инициировать пение народа и руководить
им.
По
меньшей мере с IV в. П. обладали статусом
клириков, образуя самостоятельную
степень низшего клира (ср.
Апостольские правили
26, 43, 69), которую получали через поставление,
совершавшееся епископом. 15-е правило
Лаодикийского собора (IV в.) запрещает
петь в церкви к.-л., кроме назначенных
П., «восходящих на амвон». Сходные
постановления известны и на Западе;
так. Турcкий
собор (567) ограничил пение в церкви хорам
клириков. Подобные данные свидетельствуют
не об исчезновении из богослужения
общенар. пения, сохранение которого
подтверждается мн. текстами, а о расширении
тех частей литургии, которые принадлежали
собственно П.
В
Рим. Церкви важная роль в развитии
хорового пения принадлежала Григорию
I Великому, с именем которого связывается
если не создание, то усовершенствование
шкоды П. — schola
cantoruin: именно
этот термин впоследствии закрепился
на Запале в значении церк. хора, наряду
с понятием капелла, которое чаще
применяется к хорам больших соборов.
Еще
с IV в. на Востоке, а затем и на Западе
приобрело распространение 2-хоровое
пение. В виз ант. традиции, особенно в
монастырях, 2 хора стали располагаться
на краях солеи по правую и левую сторону
от алтаря, именуемых, соответственно,
правым и левым
клиросами (греч.
κλήρος
—
удел).
С
самого начала становления церк. хорового
пения важная роль принадлежала
протопсалту
(греч. πρωτοψάλτης),
осуществлявшему
руководство хором посредством движений
рук. На Руси, где визант. традиции церк.
пения приобрели собственное развитие,
протопсалт именуется также
головщиком
либо иногда
доместикам (от
лат. domesticus в
значении «запевала·), а в последние века
(с распространением партесного пения)
—
регентом
(лат. regens —
«правящий»).
На
Западе руководитель церк. хора с древности
стал именоваться prior (приор) scholae
cantorum, но
нередко его называли просто cantor (кантор),
со временем в различных зап. языках
появился и ряд др. наименований (напр.,
капельмейдпер).
Изначальная
принадлежность П. к клиру обусловила
сше в раннем Средневековье ношение ими
на богослужении специальных облачений.
На правосл. Востоке эта традиция
постепенно исчезла (Славянская
Кормчая сше
предписывает петь на амвоне не иначе
как «в малых белых ризицах»), на Запале
местами сохранилась. Папа Пий X в motuproprioот
22.11.1903 Trale
sollldludlnl, ставшем
первым в Новое время документом
Католической Церкви, устанавливающим
некоторые нормы церк. пения, настоятельно
рекомендует ношение церк. облачений. В
последние десятилетия во мн. катол.
храмах П. носят специальные одеяния
(как правило, хитоны или мантии).
Хотя
в сокр. Католической Церкви (как и в
Православной) П. формально не относятся
ни к клиру, ни к
поставленным служителям,
в ряд е документов подчеркивается церк.
характер их служения. В некоторых
ситуациях П. вправе выполнять отд.
функции рукоположенных служителей —
напр., в случае необходимости произносить
нараспев
Провозглашение Пасхи (Exsultet),
отд. части текста
Страстей
и др.
В
ходе литургической реформы роль П.
непосредственно в —Литургии слова
стала особенно заметной с возрождением
т.н. ответного псалма
(респонсория)
и оформлением в этой связи особого
литург. служения
псаломщика (psalmlsta).Выдвинутый
II Ватиканским собором принцип деятельного
участия общины в богослужении и
возрастания в связи с этим значения
общенар. пения усилил роль II., что
подчеркивается в ряде нормативных
документов, в частности в
Общем наставлении к Римскому миссалу
(2002). Для обозначения П., руководящего
пением всего собрания, в последние
десятилетия появился термин
аниматор.
Декрет
рим. Конгр. обрядов от 17.01.1908 предписывает
избегать использования в роли П. лиц
некатод, вероисповедания, за исключением
случаев крайней необходимости. В ряде
документов (напр., в наставлении
Конгрегации богослужения и таинств Redemptionis
Sacramentum от
25.03.2004) говорится о необходимости
углубленного осознания П. исполняемого
им служения, а также о его нравственном
соответствии этому служению.
В
древности в чин П. вводились, по-видимому,
только мужчины; в течение долгого времени
как на Западе, так и на Востоке единственными
местами, где женщины законно осуществляли
церк. пение, были женские монаш. общины.
В Новое время женщины все больше
участвовали в церк. пении, и с XIX в.
смешанные хоры стали обычным явлением
(с Запада эта практика вскоре проникла
и в рус. правосл. богослужения). Хотя
Папа Пий X по-прежнему не допускал пения
женщин в церк. хорах, настаивая, что
высокие вокальные партии «должны
исполняться мальчиками соответственно
древнейшему обычаю Церкви» (Tra le
sollecitudini 13),
на практике это требование повсеместно
нарушалось; в наставлении Контр, обрядов De
musica sacra et sacra liturgia (3.09.1958)
пение женщин на богослужении разрешено.
Служение
П. в той или иной мере требует
профессиональной подготовки (как
музыкальной, так и литургической), о
необходимости которой говорится в ряде
документов Католической Церкви (ср. SC
115).
Хотя и приветствуется участие П. в
богослужении как безвозмездное служение,
признается допустимость материального
вознаграждения за труд П. (De
muslca sacra 101).
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1368-1370.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Пятница, 27 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 2 дня)
Календарь
|