Песн\ь Богородицы - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Песнь Богородицы

Песнь Богородицы, Песнь Марии — хвалебный гимн Девы Марии, Матери Иисуса Христа, произнесен ный Ею в ответ на приветствие Елизаветы и приведен ный в Евангелии от Луки (Лк 1, 46-55). П.Б. часто называется Maguificat, по лат. переводу начала П.Б.: «Mag nificat aninia mea Dominum» («Величит душа моя Госпо да»). П.Б. — один из 4 гимнов, включенных Лукой в еванг. повествование о детстве Иисуса (другие — Песнь Захарии, Слава в вышних Богу и Песнь Симеона). П.Б. носит мессианский характер, выражая радость о наступающем спасении, центр, ее тема — прославление исполнения в рождении Иисуса Христа древних обетований Бога Своему народу. Она предваряет неск. тем Евангелия от Луки и Деяний апостолов, в т.ч. благодарность Богу (ср. Лк 2, 13.20; 13, 17; Деян 2, 43-47; 3, 1-16; 5, 40-42) и исполнение Богом Его обетовании (ср. Лк 7, 20-27; Деян 13, 16-40), а также использование в.-з. цитат в этих текстах (ср. Лк 3, 3-6; 4, 16-20; Деян 2, 17-21).

В некоторых древних рукописях НЗ в Лк 1, 46 отсутствует слово «Мария», что дало основание вкладывать слова гимна в уста Елизаветы, однако большинство ис следователей считают этот пропуск ошибкой переписчиков, а потому, опираясь на авторитетную традицию текста и на свидетельство Церкви, присоединяют П.Б. к тем немногим словам Марии, что приведены в канон. Евангелиях.

П.Б. составлена в традиции в.-з. хвалебных гимнов, слагавшихся по поводу участия Господа в жизни на рода Израиля. К ним можно отнести Песнь Аеборы (Суд 5, 2-32), Песнь Моисея (Исх 15, 1-18), Песнь Мариам (Исх 15, 19-21), Песнь Асафа (1 Пар 16, 7-36), ряд гимнов Псалтири (Пс 32; 46; 135), а также Песнь Анны, матери пророка Самуила (1 Цар 2, 1-10), которая наиболее близко связана с П.Б. по своим лит., стилистическим и тематическим особенностям и, как предполагают некоторые толкователи, стала образцом для последней. Мария, подобно Анне, произносит величание Господу (Ак 1, 46-49; ср. 1 Цар 2, 1), именует себя Рабой Его (Лк 1, 48; ср. 1 Цар 1, 11).

Некоторые ученые полагали, что П.Б. представляет со бой гимн еще дохрист. времени, воспринятый затем иерус. христ. общиной и впоследствии использованный Лукой. Др. исследователи предположили происхождение П.Б. из ранней грекоязычной иудео-христ. общины, указывая на то, что в параллелях с указанными в.-з. гимнами наблюдается зависимость текста П.Б. от греч. текс та Септуагинты.

Во вступлении П.Б. провозглашается величие Господа, названного Спасителем (Лк 1, 46-47), что с самого начала задает тему спасения. Далее объясняется, почему Мария возносит хвалу (Лк 1, 48-50) — Бог избрал бедную евр. девушку для того, чтобы с Ее помощью исполнить Свои обетования в Иисусе, Сыне Божьем (ср. Лк 1, 31-34). Именно избранничество (а не к.-л. особая заслуга) явилось основанием для благословения, а сама Мария стала одним из восприемников Божьей милости в истории спасения. Текст Лк 1, 51-53 посвящен великим деяниям Божьим — как в прошлом (ср. Втор 5, 15), так и в будущем, в связи со служением Иисуса. В Лк 1, 52-53 использован хиазм: сильные — униженные, алчущие — богатые, что увеличивает выразительность мысли о ниспровержении сильных и возвышении униженных. В целом эта мысль предваряет тему Евангелия от Луки о том, что Бог не только могуществен, но и полон милости к угнетенным, нищим, убогим и больным (ср. Лк 4, 18-19; 6, 20-26). Завершается П.Б. новым свидетельством о милости Господа к Израилю и верности Своим обетованиям во всех поколениях, а благодаря завету с Авраамом — и ко всем народам (Лк 1, 54-55; ср. Быт 12, 2-3; 17, 4-8).

В Литургии часов римского обряда П.Б. исполняется на вечерне, а в византийском обряде — на утрене.

А. Сомов

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1421-1422.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 19 Ноября
    Dominica ante jejunium Kalendar. Novemb.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 230
    Сессий: 8
    Сейчас на сайте: 2





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017