Песн\ь Богородицы - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Песнь Богородицы

Песнь Богородицы, Песнь Марии — хвалебный гимн Девы Марии, Матери Иисуса Христа, произнесен ный Ею в ответ на приветствие Елизаветы и приведен ный в Евангелии от Луки (Лк 1, 46-55). П.Б. часто называется Maguificat, по лат. переводу начала П.Б.: «Mag nificat aninia mea Dominum» («Величит душа моя Госпо да»). П.Б. — один из 4 гимнов, включенных Лукой в еванг. повествование о детстве Иисуса (другие — Песнь Захарии, Слава в вышних Богу и Песнь Симеона). П.Б. носит мессианский характер, выражая радость о наступающем спасении, центр, ее тема — прославление исполнения в рождении Иисуса Христа древних обетований Бога Своему народу. Она предваряет неск. тем Евангелия от Луки и Деяний апостолов, в т.ч. благодарность Богу (ср. Лк 2, 13.20; 13, 17; Деян 2, 43-47; 3, 1-16; 5, 40-42) и исполнение Богом Его обетовании (ср. Лк 7, 20-27; Деян 13, 16-40), а также использование в.-з. цитат в этих текстах (ср. Лк 3, 3-6; 4, 16-20; Деян 2, 17-21).

В некоторых древних рукописях НЗ в Лк 1, 46 отсутствует слово «Мария», что дало основание вкладывать слова гимна в уста Елизаветы, однако большинство ис следователей считают этот пропуск ошибкой переписчиков, а потому, опираясь на авторитетную традицию текста и на свидетельство Церкви, присоединяют П.Б. к тем немногим словам Марии, что приведены в канон. Евангелиях.

П.Б. составлена в традиции в.-з. хвалебных гимнов, слагавшихся по поводу участия Господа в жизни на рода Израиля. К ним можно отнести Песнь Аеборы (Суд 5, 2-32), Песнь Моисея (Исх 15, 1-18), Песнь Мариам (Исх 15, 19-21), Песнь Асафа (1 Пар 16, 7-36), ряд гимнов Псалтири (Пс 32; 46; 135), а также Песнь Анны, матери пророка Самуила (1 Цар 2, 1-10), которая наиболее близко связана с П.Б. по своим лит., стилистическим и тематическим особенностям и, как предполагают некоторые толкователи, стала образцом для последней. Мария, подобно Анне, произносит величание Господу (Ак 1, 46-49; ср. 1 Цар 2, 1), именует себя Рабой Его (Лк 1, 48; ср. 1 Цар 1, 11).

Некоторые ученые полагали, что П.Б. представляет со бой гимн еще дохрист. времени, воспринятый затем иерус. христ. общиной и впоследствии использованный Лукой. Др. исследователи предположили происхождение П.Б. из ранней грекоязычной иудео-христ. общины, указывая на то, что в параллелях с указанными в.-з. гимнами наблюдается зависимость текста П.Б. от греч. текс та Септуагинты.

Во вступлении П.Б. провозглашается величие Господа, названного Спасителем (Лк 1, 46-47), что с самого начала задает тему спасения. Далее объясняется, почему Мария возносит хвалу (Лк 1, 48-50) — Бог избрал бедную евр. девушку для того, чтобы с Ее помощью исполнить Свои обетования в Иисусе, Сыне Божьем (ср. Лк 1, 31-34). Именно избранничество (а не к.-л. особая заслуга) явилось основанием для благословения, а сама Мария стала одним из восприемников Божьей милости в истории спасения. Текст Лк 1, 51-53 посвящен великим деяниям Божьим — как в прошлом (ср. Втор 5, 15), так и в будущем, в связи со служением Иисуса. В Лк 1, 52-53 использован хиазм: сильные — униженные, алчущие — богатые, что увеличивает выразительность мысли о ниспровержении сильных и возвышении униженных. В целом эта мысль предваряет тему Евангелия от Луки о том, что Бог не только могуществен, но и полон милости к угнетенным, нищим, убогим и больным (ср. Лк 4, 18-19; 6, 20-26). Завершается П.Б. новым свидетельством о милости Господа к Израилю и верности Своим обетованиям во всех поколениях, а благодаря завету с Авраамом — и ко всем народам (Лк 1, 54-55; ср. Быт 12, 2-3; 17, 4-8).

В Литургии часов римского обряда П.Б. исполняется на вечерне, а в византийском обряде — на утрене.

А. Сомов

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1421-1422.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Четверг, 26 Декабря

    Ближайшее празднование:
    Dominica V. Adventus Domini
    29 Декабря (осталось 3 дня)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 7703
    Сессий: 14
    Сейчас на сайте: 33





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024