К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Песнь Богородицы
Песнь
Богородицы,
Песнь Марии — хвалебный гимн Девы Марии,
Матери Иисуса Христа, произнесен ный
Ею в ответ на приветствие Елизаветы и
приведен ный в Евангелии от Луки (Лк 1,
46-55). П.Б. часто называется Maguificat, по
лат. переводу начала П.Б.: «Mag
nificat aninia mea Dominum» («Величит
душа моя Госпо да»). П.Б. — один из 4
гимнов, включенных Лукой в еванг.
повествование о детстве Иисуса (другие
— Песнь
Захарии, Слава в вышних Богу
и
Песнь Симеона).
П.Б. носит мессианский характер, выражая
радость о наступающем спасении, центр,
ее тема — прославление исполнения в
рождении Иисуса Христа древних обетований
Бога Своему народу. Она предваряет неск.
тем Евангелия от Луки и Деяний апостолов,
в т.ч. благодарность Богу (ср. Лк 2, 13.20;
13, 17; Деян 2, 43-47; 3, 1-16; 5, 40-42) и исполнение
Богом Его обетовании (ср. Лк 7, 20-27; Деян
13, 16-40), а также использование в.-з. цитат
в этих текстах (ср. Лк 3, 3-6; 4, 16-20; Деян 2,
17-21).
В
некоторых древних рукописях НЗ в Лк 1,
46 отсутствует слово «Мария», что дало
основание вкладывать слова гимна в уста
Елизаветы, однако большинство ис
следователей считают этот пропуск
ошибкой переписчиков, а потому, опираясь
на авторитетную традицию текста и на
свидетельство Церкви, присоединяют
П.Б. к тем немногим словам Марии, что
приведены в канон. Евангелиях.
П.Б.
составлена в традиции в.-з. хвалебных
гимнов, слагавшихся по поводу участия
Господа в жизни на рода Израиля. К ним
можно отнести
Песнь Аеборы (Суд
5, 2-32),
Песнь Моисея
(Исх 15, 1-18),
Песнь Мариам (Исх
15, 19-21),
Песнь Асафа
(1 Пар 16, 7-36), ряд гимнов Псалтири (Пс 32;
46; 135), а также
Песнь Анны,
матери пророка Самуила (1 Цар 2, 1-10),
которая наиболее близко связана с П.Б.
по своим лит., стилистическим и тематическим
особенностям и, как предполагают
некоторые толкователи, стала образцом
для последней. Мария, подобно Анне,
произносит величание Господу (Ак 1,
46-49; ср. 1 Цар 2, 1), именует себя Рабой Его
(Лк 1, 48; ср. 1 Цар 1, 11).
Некоторые
ученые полагали, что П.Б. представляет
со бой гимн еще дохрист. времени,
воспринятый затем иерус. христ. общиной
и впоследствии использованный Лукой.
Др. исследователи предположили
происхождение П.Б. из ранней грекоязычной
иудео-христ. общины, указывая на то, что
в параллелях с указанными в.-з. гимнами
наблюдается зависимость текста П.Б. от
греч. текс та
Септуагинты.
Во
вступлении П.Б. провозглашается величие
Господа, названного Спасителем (Лк 1,
46-47), что с самого начала задает тему
спасения. Далее объясняется, почему
Мария возносит хвалу (Лк 1, 48-50) — Бог
избрал бедную евр. девушку для того,
чтобы с Ее помощью исполнить Свои
обетования в Иисусе, Сыне Божьем (ср. Лк
1, 31-34). Именно избранничество (а не к.-л.
особая заслуга) явилось основанием для
благословения, а сама Мария стала одним
из восприемников Божьей милости в
истории спасения. Текст Лк 1, 51-53 посвящен
великим деяниям Божьим — как в прошлом
(ср. Втор 5, 15), так и в будущем, в связи со
служением Иисуса. В Лк 1, 52-53 использован
хиазм:
сильные — униженные, алчущие — богатые,
что увеличивает выразительность мысли
о ниспровержении сильных и возвышении
униженных. В целом эта мысль предваряет
тему Евангелия от Луки о том, что Бог не
только могуществен, но и полон милости
к угнетенным, нищим, убогим и больным
(ср. Лк 4, 18-19; 6, 20-26). Завершается П.Б. новым
свидетельством о милости Господа к
Израилю и верности Своим обетованиям
во всех поколениях, а благодаря завету
с Авраамом — и ко всем народам (Лк 1,
54-55; ср. Быт 12, 2-3; 17, 4-8).
В
Литургии часов римского обряда П.Б.
исполняется на вечерне, а в византийском
обряде — на утрене.
А.
Сомов
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1421-1422.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.