Пенитенциал - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пенитенциал

Пенитенциал (лат. Poenitentiale, Paenitentiale), покаянные книги (libri poenitentiales) — ср.-век. сборник, предназначенный для священников и содержащий перечни разновидностей грехов и соответствующих им епитимий. П. появились в VI в. в ирл. и брит, монастырях вследствие введения практики частного покаяния, которая была связана с индивидуальной исповедью и т.н. тарифицированным покаянием, т.е. системой установленных епитимий. В тот же период П. были принесены в континентальную Европу англо-ирл. миссионерами, прежде всего Колумбаном.

П. содержали перечень вопросов, которые священник задавал исповедующемуся; эти вопросы распространялись на все сферы обыденной жизни и обычно начинались словами credisti? («верил ли ты...»), fecisti? («сделал ли ты...»), а заканчивались указанием формы и размера епитимии, представлявшей собой одну или неск. разновидностей практик благочестия: чтение молитв и пение псалмов, пост различной длительности и строгости, самобичевания, ночные бдения, пожертвования. Епитимии, предписываемые за каждый грех, суммировались, но поскольку в итоге длительность покаяния могла превысить все разумные пределы, оно заменялось на более короткое, но суровое или же компенсировалось материально, поэтому каждый П. содержал раздел, определяющий такие замены. В этом смысле отраженная в П. практика напоминала систему судебных взысканий (вергелъдов) за нанесенный ущерб.

В эпоху раннего Средневековья П. помогали священникам установить степень знания верующим осн. христ. догматов и выявить его грехи, а также делали более объективными решения приходских священников при назначении епитимий.

Период кон. VI — сер. IX в. характеризуется интенсивным распространением П. в континентальной Европе, особенно в Сев. Галлии, Рейнской обл., в Испании и Сев. Италии. Помимо ирл. и брит. П. (Poenitentiale νίnnίαnί, Poenitentiale Cummeani и др.), происходивших из круга авторитетных рел. деятелей — епископов Финниана, Куммеана и др., — в обиходе постоянно появлялись новые П., создание которых приняло почти стихийный характер. Отчасти они были анонимными (впоследствии издатели называли их по месту, где хранилась рукопись — напр., Poenitentiale Parisiense, Роепitentiale Floriacense),отчасти приписывались известным церк. писателям (Poenitentiale [Pseudo-]Bedae, Poenitentiale [Pseudo-]Egberti).Особенно авторитетным стал П. Колумбана (Poenitentiale Columbani), на основе которого создавалось большинство простых П. в галльском регионе (Poenitentiale Burgundense, Poenitentiale Bobbiense). Особую группу составили в нач. VIII в. т.н. poenitentialia tripartita — 3-частные П. (Capitula iudiciorum, Sangallense tripartitum, Poenitentiale Remense),являющиеся компиляциями текстов из сочинений наиболее авторитетных церк. авторовБеды Достопочтенного, Феодора Кентерберийского, Куммеана, Колумбана, Эгберта Йоркского.

К нач. IX в. П. так укоренились в приходской практике, что их знание требовалось от принимающего сан священника наравне со знанием богослужебных книг. Однако на раннем этапе использование П. формально не предписывалось ни епископами, ни церк. соборами, а имело скорее характер частной практики к.-л. монастыря или прихода. Количество местных П.-компиляций, далеко не всегда соответствовавших нормам, установленным папскими декреталиями и церк. соборами, и часто содержавших противоречивые предписания, все возрастало, и в результате П. стали объектом интенсивной критики церк. реформаторов уже в эпоху Каролингов. Хотя необходимость существования П. не оспаривалась, Парижский собор 829, напр., потребовал выявления и уничтожения всех анонимных или грубо отступающих от канон, норм П. В сер. IX — XII в. предпринимались меры по унификации содержания П. на фоне общей тенденции к упорядочению покаянной практики. В IX — нач. XI в. появились П. Майнцского архиеп. Рабана Мавра, Ordo Halitgarii еп. Камбрэ Халитгара, De synodalibus causis аббата Регинона Прюмского, Corrector ас medicus Вормсского еп. Бурхарда и др., в которые включались только канон. покаянные предписания и фрагменты из прошедших проверку временем наиболее известных старых П., а также рекомендации по литург. оформлению исповеди — молитвы исповедника с исповедующимся или за него, формулы отпущения грехов — и наставления для ее осмысления. Однако необходимой унификации в П. не последовало вплоть до XII в., когда вместо П. в исповедальной практике стали использовать сборники под названием Summa confessorum (Сумма для исповедников).

Аналогами П. в визант. традиции стали канонарии. На Руси подобные книги назывались епитимийниками.

Ю. Арнаутова

С. 1381-1383.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 22 Декабря
    Dominica IIII. Adventus Domini
    Leocadie Virginis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 894
    Сессий: 3
    Сейчас на сайте: 23





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024