К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Пенитенциал
Пенитенциал
(лат. Poenitentiale,
Paenitentiale), покаянные
книги (libri
poenitentiales)
— ср.-век. сборник, предназначенный для
священников и содержащий перечни
разновидностей грехов и соответствующих
им епитимий. П. появились в VI в. в ирл. и
брит, монастырях вследствие введения
практики частного покаяния, которая
была связана с индивидуальной исповедью
и т.н. тарифицированным покаянием, т.е.
системой установленных епитимий. В тот
же период П. были принесены в континентальную
Европу англо-ирл. миссионерами, прежде
всего Колумбаном.
П. содержали
перечень вопросов, которые священник
задавал исповедующемуся; эти вопросы
распространялись на все сферы обыденной
жизни и обычно начинались словами
credisti? («верил
ли ты...»),
fecisti? («сделал
ли ты...»), а заканчивались указанием
формы и размера епитимии, представлявшей
собой одну или неск. разновидностей
практик благочестия: чтение молитв и
пение псалмов, пост различной длительности
и строгости, самобичевания, ночные
бдения, пожертвования. Епитимии,
предписываемые за каждый грех,
суммировались, но поскольку в итоге
длительность покаяния могла превысить
все разумные пределы, оно заменялось
на более короткое, но суровое или же
компенсировалось материально, поэтому
каждый П. содержал раздел, определяющий
такие замены. В этом смысле отраженная
в П. практика напоминала систему судебных
взысканий
(вергелъдов)
за нанесенный ущерб.
В эпоху
раннего Средневековья П. помогали
священникам установить степень знания
верующим осн. христ. догматов и выявить
его грехи, а также делали более объективными
решения приходских священников при
назначении епитимий.
Период кон.
VI — сер. IX в. характеризуется интенсивным
распространением П. в континентальной
Европе, особенно в Сев. Галлии, Рейнской
обл., в Испании и Сев. Италии. Помимо ирл.
и брит. П. (Poenitentiale
νίnnίαnί,
Poenitentiale
Cummeani и
др.), происходивших из круга авторитетных
рел. деятелей — епископов Финниана,
Куммеана и др., — в обиходе постоянно
появлялись новые П., создание которых
приняло почти стихийный характер.
Отчасти они были анонимными (впоследствии
издатели называли их по месту, где
хранилась рукопись — напр.,
Poenitentiale
Parisiense, Роепitentiale
Floriacense),отчасти
приписывались известным церк. писателям
(Poenitentiale
[Pseudo-]Bedae,
Poenitentiale
[Pseudo-]Egberti).Особенно
авторитетным стал П. Колумбана
(Poenitentiale
Columbani), на
основе которого создавалось большинство
простых П. в галльском регионе
(Poenitentiale
Burgundense, Poenitentiale Bobbiense). Особую
группу составили в нач. VIII в. т.н.
poenitentialia
tripartita —
3-частные П. (Capitula
iudiciorum, Sangallense tripartitum, Poenitentiale Remense),являющиеся
компиляциями текстов из сочинений
наиболее авторитетных церк. авторовБеды
Достопочтенного, Феодора Кентерберийского,
Куммеана, Колумбана, Эгберта Йоркского.
К нач. IX в. П.
так укоренились в приходской практике,
что их знание требовалось от принимающего
сан священника наравне со знанием
богослужебных книг. Однако на раннем
этапе использование П. формально не
предписывалось ни епископами, ни церк.
соборами, а имело скорее характер частной
практики к.-л. монастыря или прихода.
Количество местных П.-компиляций, далеко
не всегда соответствовавших нормам,
установленным папскими декреталиями
и церк. соборами, и часто содержавших
противоречивые предписания, все
возрастало, и в результате П. стали
объектом интенсивной критики церк.
реформаторов уже в эпоху Каролингов.
Хотя необходимость существования П. не
оспаривалась, Парижский собор 829, напр.,
потребовал выявления и уничтожения
всех анонимных или грубо отступающих
от канон, норм П. В сер. IX — XII в.
предпринимались меры по унификации
содержания П. на фоне общей тенденции
к упорядочению покаянной практики. В
IX — нач. XI в. появились П. Майнцского
архиеп. Рабана Мавра,
Ordo
Halitgarii еп.
Камбрэ Халитгара,
De
synodalibus causis аббата
Регинона Прюмского,
Corrector
ас
medicus Вормсского
еп. Бурхарда и др., в которые включались
только канон.
покаянные предписания и фрагменты из
прошедших проверку временем наиболее
известных старых П., а также рекомендации
по литург. оформлению исповеди — молитвы
исповедника с исповедующимся или за
него, формулы отпущения грехов — и
наставления для ее осмысления. Однако
необходимой унификации в П. не последовало
вплоть до XII в., когда вместо П. в
исповедальной практике стали использовать
сборники под названием Summa
confessorum (Сумма
для исповедников).
Аналогами
П. в визант. традиции стали
канонарии. На
Руси подобные книги назывались
епитимийниками.
Ю. Арнаутова
С. 1381-1383.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.