Пасхалия - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пасхалия

Пасхалия (греч. τά Πασχάλια, лат. Tabula Paschalis) — метод вычисления даты праздника Пасхи, а также зависящих от нее дней литург. календаря. П. в разные ист. периоды варьировалась в различных местных традициях и по сей день не обнаруживает единства в христ. мире.

Поскольку день празднования иуд. Пасхи устанавливается по евр. лунно-солнечному календарю, в соответствии с которым он всегда приходится на 14-е число 1-го весеннего месяца авива (нисана), первые поколения христиан, еще сохранявшие тесную связь с в.-з. традицией, Пасху Христову праздновали, по-видимому, в то же самое время.

По мере распространения христианства на терр. обширной Рим. империи стали возникать различия в способе установления дня праздника Пасхи в разных местных Церквях, временами вызывавшие серьезные противоречия (т.н. пасхальные споры). Первое из известных противоречий такого рода возникло уже в сер. II в., когда обнаружилось, что в Малой Азии празднование Пасхи всегда приурочивалось к 14 нисана (вне зависимости от дня недели) по евр. календарю, тогда как в др. регионах ее праздновали непременно в воскресный день, следующий за 14 нисана. Сторонники первой практики (квартодециманы) настаивали, что эта традиция восходит к ап. Иоанну; ок. 155 Поликарп Смирнский пытался убедить принять ее Папу Аницета, который отказался это сделать; тем не менее они сохранили церк. общение между собой. Четырьмя десятилетиями позже Папа Виктор I решил ее запретить, но Ириней Лионский, поддержав позицию понтифика в вопросе дня празднования Пасхи, убедил его не отлучать от Церкви придерживавшихся др. традиции. Однако со временем квартодециманы отделились от вселенского церк. общения и существовали автономно вплоть до V в.

В нач. IV в. обозначилось противоречие между антиохийской и александрийской П. Согласно первой, использовавшейся в Сирии, Киликии и Месопотамии и опиравшейся на сир. лунно-солнечный календарь, близкий к еврейскому, Пасха должна была приходиться на 1-е воскресенье после 14 нисана. Согласно второй, Пасха праздновалась в 1-е воскресенье после 1-го полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Спор был разрешен на I Никейском соборе (325) в пользу александр. П.

Хотя П. была практически унифицирована на Востоке, довольно долго сохранялись иные П. на Западе. Оставалось различие между александр. и рим. П.: первая, подобно антиохийской, основывалась на 19-летнем лунном Цикле, а вторая — на 84-летнем. С V в. наметилось постепенное принятие Римом александр. П., которую в нач. VI в. подкрепил науч. обоснованием Дионисий Малый. Кельты на Британских о-вах придерживались особой П. вплоть до 2-й пол. VII в.

Новое различие П. в христ. мире возникло после реформы календаря, осуществленной Папой Григорием XIII (булла Inter gravissimasот 15.10.1582; Григорианский календарь). Поскольку I Никейский собор предписывал праздновать Пасху в воскресенье после 1-го полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, которое формально датировалось 21 марта, возникло различие между этой номинальной датой и днем реального весеннего равноденствия, дата которого с 325 существенно изменилась (из-за того, что год юлианского календаря длиннее тропического года, даты в нем постепенно смещаются от весны к лету). Поскольку григорианский календарь точнее юлианского, реформированная П. более тесно связывала дату Пасхи с фактическим, а не номинальным равноденствием. Некоторые различия между двумя П. связаны и с вычислением даты полнолуния (19-летний цикл, по которому оно традиционно устанавливается, также не вполне точно соответствует реальному периоду смены фаз луны). Помимо этого, на Востоке со временем утвердилась жесткая установка на то, что празднование Пасхи Христовой не должно совпадать с иуд. Пасхой (это обосновывается ссылкой на 1-е правило поместного Антиохийского собора 347, которое, судя по всему, запрещая праздновать Пасху с иудеями, имело в виду запрет следовать антиох. практике, но не ставило целью во что бы то ни стало избежать совпадения христ. праздника с иудейским). Всеми этими обстоятельствами объясняется то, что дата Пасхи отличается у зап. христиан (большая часть которых постепенно приняла григорианский календарь) от большинства восточных, включая даже те Правосл. Церкви, которые в неподвижной части литург. года перешли на григорианский календарь (исключение составляет Финская Правосл. Церковь, пользующаяся зап. П.; в то же время в ряде Вост. Католических Церквей используется вост. П.). Чаще всего зап. Пасха опережает восточную на 1 неделю, однако в некоторые годы их разделяет большее число недель или же дата Пасхи совпадает.

По мере того как экумен. движение набирало силу, не раз звучали призывы к христ. Церквям унифицировать П. Высказывались также предложения закрепить за Пасхой к.-л. из воскресений на основании григорианского календаря (напр., 1-е воскресенье апреля). Эта идея была в принципе поддержана Π Ватиканским собором в декларации, прилагавшейся к конст. о священной Литургии, «при том условии, что на это согласятся те, кого это касается, особенно братья, отделённые от общения с Апостольским Престолом».

Для вычисления даты Пасхи и др. подвижных праздников еще с древности как на Запад е, так и в Византии составлялись специальные руководства и таблицы, которыми впоследствии стали снабжаться осн. богослужебные книги.

На Руси визант. П. рассматривается уже в XII в. в соч. Кирика Новгородца Учение им же ведати человеку числа всех лет. Она была составлена до 7000-го года «от сотворения мира», и ее действие закончилось в 1492. Поэтому в сент. 1492 в Москве собрался церк. собор для «уложения» П. на «осьмое тысячелетие». Ее составление было поручено Геннадию Новгородскому. После окончания вычислений собор утвердил П. и выписки из нее были разосланы по всей Руси.

В основе визант. П. лежит период в 532 года, именуемый миротворным кругом, или великим индиктионом. В таблице, на Руси получившей название зрячей П., для каждого года вел. индиктиона дается ключевая буква, по которой находят дату Пасхи, а также др. связанных с нею дней. Зрячая П. и индиктион публикуются в Требнике, Типиконе, Служебнике и Псалтири следованной.

Ф. Капица, П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1337-1339.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024