Пасхал - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пасхал

Пасхал, пасхальная свеча (лат. cereus paschalis) — в зап. христ. традиции большая восковая свеча, зажигаемая в навечерие Пасхи (в дореформенном богослужении лат. обряда, а также в ряде протест. Церквей эта служба относится к Святой субботе) и символизирующая свет воскресшего Христа.

Обычай зажжения особой свечи в связи с наступлением Пасхи известен на Западе с IV в. Вероятно, уже тогда этот обряд был связан с пением особого гимна, подобного Провозглашению Пасхи (Exsultet).

В раннее Средневековье сформировалась традиция освящения П., зажигаемого от только что освященного огня в самом начале службы навечерия Пасхи, чтобы при свете П. был произнесен Exsultet. Впоследствии освящение П. совершалось во время Провозглашения Пасхи произносившим этот текст диаконом или священником. После литургической реформы 2-й пол. XX в. П. освящается предстоятелем в начале навечерия Пасхи, обычно во дворе или в притворе храма (служба должна начинаться с наступлением темноты, а освещение в храме принято выключать в это время полностью или сводить до минимума). На вертикальной поверхности П. изображаются греч. буквы А и Ω, а также цифры, обозначающие текущий год; при освящении на П. закрепляются в форме креста 5 крупиц ладана, окрашенных в красный цвет, которые символизируют пять ран Христа. После освящения П. вносится в храм с троекратным возгласом «Свет Христов»; верующие зажигают от пламени П. свои свечи, и диакон (или др. служитель), установив его рядом с алтарем, произносит вблизи него Провозглашение Пасхи, в котором П. сравнивается с вечерней жертвой хваления и уподобляется огненному столпу, ведшему Израиль при исходе из егип. Рабства.

Во время того же богослужения при водоосвящении священник, погружая П. в купель, трижды совершает им крестное знамение на воде. Во время таинства крещения свечи неофитов зажигаются от П.

П. остается рядом с алтарем на протяжении всего Пасхального времени и зажигается на время богослужений (традиционно его гасили после Евангелия на мессе Вознесения, но в реформированной литургии он продолжает использоваться вплоть до Пятидесятницы). В остальное время года П. хранится около крещальной купели, и его следует зажигать при каждом совершении крещения. Кроме того, П. можно использовать при погребении, т.к. смерть христианина является его Пасхой — переходом к вечной жизни. На каждую Пасху принято освящать новый П.

Длительность и интенсивность использования П., а также необходимость того, чтобы он выделялся и был хорошо различим на большом расстоянии, обуславливают его крупные размеры как по высоте, так и в диаметре. В Солсберийском процессионале 1517 содержится указание, что П. (очевидно, для кафедр, собора в Солсбери) должен достигать 36 футов в высоту.

Настоятельно рекомендуется изготавливать П. только из натурального воска, чтобы не лишались своего конкретного смысла слова Провозглашения Пасхи о П. как «плоде трудов пчелиного роя», питаемом «воском, который дала мать-пчела для создания этого драгоценного светильника».

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1331-1333.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024