К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Пасхальное время
Пасхальное
время (Tempus
paschale) —
один из четырех осн. периодов литургического
года в реформированном календаре
римского обряда. П.в. открывается
навечерием Пасхи и продолжается до
Пятидесятницы включительно. П.в. включает
в себя литург. воспоминание воскресения
Иисуса Христа, Его вознесения на небеса
и ниспослания Св. Духа; т.о., помимо
торжеств Пасхи и Пятидесятницы в него
входит также торжество Вознесения
Господня, которое по древней традиции
празднуется на 40-й день П.в.
Выделение
50-дневного П.в. уходит корнями в первые
века христианства. Сохранилось
опосредованное свидетельство Иринея
Лионского, из которого можно заключить,
что уже во Π
в.
сложилась традиция празднования Пасхи
в течение 50 дней, каждый из которых
приравнивался по достоинству к первому.
Афанасий Великий, говоря о «великом дне
воскресения», распространяет это понятие
на весь период от Пасхи до Пятидесятницы
(Праздничная
проповедь
1). Именно поэтому на визант.
Востоке
слово «Пятидесятница» используется не
только как
наименование праздника Сошествия Св.
Духа, но и как название всего этого
периода.
В нынешней
структуре П.в. в рим. обряде по традиции
выделяется октава Пасхи, каждый из дней
которой наделен в новом литург. календаре
статусом торжества. Некоторыми
особенностями отличается также период
между торжествами Вознесения и
Пятидесятницы, когда внимание в большей
мере сосредотачивается на подготовке
к празднованию Сошествия Св. Духа.
Как в рим.,
так и в визант. обряде в известной мере
сохранилась древняя традиция
последовательного чтения в П.в. Евангелия
от Иоанна и Деяний апостолов. В наст,
время в рим. обряде воскресные еванг.
чтения построены следующим образом:
1-е воскресенье — о первых явлениях
воскресшего Христа ученикам; 2-е — об
уверении Фомы (то же в визант. традиции);
3-е — последующие явления Воскресшего;
4-е — о Добром Пастыре (из Ин 10); 5-е и 6-е
— из прощальной беседы Иисуса с учениками
(Ин 13-16); 7-е — из первосвященнической
молитвы Иисуса (Ин 17); в Пятидесятницу
— Ин 20, 19-23. В дни октавы Пасхи читается
один из фрагментов о явлениях воскресшего
Христа; в будни до середины П.в. —
различные фрагменты из Евангелия от
Иоанна, тематически связанные с
созерцаемыми в этот период тайнами;
после середины — последовательное
чтение прощальной беседы (исключение
составляют последние неск. дней, когда
выбор тематики чтений обусловлен
подготовкой к Пятидесятнице).
В
зап. традиции П.в. отличается от др.
периодов литург. года тем, что ко всем
антифонам д обавляется возглашение
Аллилуйя.
В течение всего П.в. богослужения
совершаются в облачениях белого цвета
(то же в греч. традиции, в отличие от
русской, где от Светлого Христова
Воскресения до
отдания
Пасхи в канун Вознесения используются
красные облачения).
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1339-1340.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.