Пасхал\ьное триденствие - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Пасхальное триденствие
Пасхальное
триденствие,
Священное пасхальное триденствие
(Sacrum
triduum paschale) —
3-дневный период литургического года,
когда Церковь вспоминает спасительные
события страстей, смерти и воскресения
Иисуса Христа.
В основе
термина «П.т.» лежит аллюзия слов Христа
о Его 3-дневном пребывании «в сердце
земли» и о воскресении в 3-й день (ср. Мф
12, 40; 17, 23 и др.). Обычай последовательно
вспоминать еванг. события от иода
Господня в Иерусалим до воскресения
Христова в те дни недели, в
которые они исторически имели место,
складывался между сер. IV и сер. V в. в
Иерусалиме, откуда вскоре распространился
по всему христ. миру и сохраняется во
всех литург. традициях Востока и Запада.
Ранее V в. еванг. события от Тайной вечери
до явлений воскресшего Христа вспоминались
в богослужебной практике без явной
прямой последовательности и обозначались
словом «Пасха», которое подразумевало
весь искупительный подвиг Иисуса. Такое
литург. празднование, включавшее серию
богослужений, охватывало примерно трое
суток (между четвергом и воскресеньем).
Употребление
термина «Священное триденствие» впервые
засвидетельствовано у Амвросия
Медиоланского, который относит его к
тем дням, когда вспоминаются страсти и
воскресение Христа (Послание
23, 12-13).
По мере
укрепления связи литург. воспоминаний
с конкретными днями недели, в которые
происходили соответствующие еванг.
события, эти дни церк. года оформились
как Великий четверг (практически только
вечер четверга: вспоминается Тайная
вечеря), Страстная пятница (страсти,
смерть и погребение Христа), Святая
суббота (ей соответствует день, в который
не происходило никаких еванг. событий,
но внимание верующих сосредотачивается
на тайне Христова сошествия в ад; однако
с наступлением вечера уже празднуется
воскресение) и Светлое Христово
Воскресение (отверстый гроб, первые
явления Воскресшего). Со временем только
за последним сохраняется наименование
«Пасха», которое уже в Средние века
понималось исключительно как праздник
Христова Воскресения.
В тот же
период произошло постепенное смещение
гл. богослужений четверга и субботы (на
Западе также пятницы) Страстной недели
с вечера на утро (в осн. ввиду требований
евхарист. поста), что к эпохе зрелого
Средневековья закрепилось в большинстве
литург. традиций Востока и Запада.
Падение популярности на Западе важнейших
богослужений П.т. (восполнявшееся
развитием практик благочестия, посвященных
страстям Христа) было связано и с тем,
что в позднее Средневековье Пасха в
представлении многих утратила значение
вершины литург. года, уступив это место
Рождеству Христову.
Возвращение
П.т. первоначального значения произошло
благодаря литургическому движению.
Первым офиц. шагом на пути его восстановления
в римском обряде стал декрет Свящ.
конгрегации обрядов
Dominiсае
Resurrectionis
vigiliam (9.02.1951),
предлагавший в порядке эксперимента
восстановить древний обычай богослужения
навечерия Пасхи в пасхальную ночь.
Постепенное смягчение евхарист. поста
позволило вернуться к вечернему
совершению осн. служб последних дней
Страстной недели.
II Ватиканский
собор указал на значение П.т. (хотя и без
употребления этого термина) как вершины
литург. года (ср. SC
102,
107). В утвержденных в 1969 Общих
нормах для литургического года
первую строку в таблице приоритета
литург. дней занимает «Пасхальное
триденствие страстей и воскресения
Господа». Согласно этому документу,
П.т. начинается с вечерней мессы Вел.
четверга и продолжается до дня Светлого
Христова Воскресения включительно; его
центром является навечерие Пасхи.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1340-1342.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Воскресенье, 22 Декабря Dominica IIII. Adventus Domini
Leocadie Virginis
Календарь
|