Пасхал - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Пасхал
Пасхал,
пасхальная свеча (лат. cereus
paschalis)
— в
зап. христ. традиции большая восковая
свеча, зажигаемая в навечерие Пасхи (в
дореформенном богослужении лат. обряда,
а также в ряде протест. Церквей эта
служба относится к Святой субботе) и
символизирующая свет воскресшего
Христа.
Обычай
зажжения особой свечи в связи с
наступлением Пасхи известен на Западе
с IV в. Вероятно, уже тогда этот обряд был
связан с пением особого гимна, подобного
Провозглашению Пасхи
(Exsultet).
В
раннее Средневековье сформировалась
традиция освящения П., зажигаемого от
только что освященного огня
в самом начале службы навечерия Пасхи,
чтобы при свете П. был произнесен Exsultet. Впоследствии
освящение П. совершалось во время
Провозглашения Пасхи
произносившим этот текст диаконом или
священником. После литургической реформы
2-й пол. XX в. П.
освящается
предстоятелем в начале навечерия Пасхи,
обычно во дворе или в притворе храма
(служба должна начинаться с наступлением
темноты, а освещение в храме принято
выключать в это время полностью или
сводить до минимума). На вертикальной
поверхности П. изображаются греч. буквы
А и Ω,
а
также цифры, обозначающие текущий год;
при освящении на П. закрепляются в форме
креста 5 крупиц ладана, окрашенных в
красный цвет, которые символизируют
пять ран Христа. После освящения П.
вносится в храм с троекратным возгласом
«Свет Христов»; верующие зажигают от
пламени П. свои свечи, и диакон (или др.
служитель), установив его рядом с алтарем,
произносит вблизи него
Провозглашение Пасхи,
в котором П. сравнивается с вечерней
жертвой хваления и уподобляется огненному
столпу, ведшему Израиль при исходе из
егип. Рабства.
Во время того
же богослужения при водоосвящении
священник, погружая П. в купель, трижды
совершает им крестное знамение на воде.
Во время таинства крещения свечи неофитов
зажигаются от П.
П. остается
рядом с алтарем на протяжении всего
Пасхального времени и зажигается на
время богослужений (традиционно его
гасили после Евангелия на мессе
Вознесения, но в реформированной литургии
он продолжает использоваться вплоть
до Пятидесятницы). В остальное время
года П. хранится около крещальной купели,
и его следует зажигать при каждом
совершении крещения. Кроме того, П. можно
использовать при погребении, т.к. смерть
христианина является его Пасхой —
переходом к вечной жизни. На каждую
Пасху принято освящать новый П.
Длительность
и интенсивность использования П., а
также необходимость того, чтобы он
выделялся и был хорошо
различим на большом расстоянии,
обуславливают его крупные размеры как
по высоте, так и в диаметре. В
Солсберийском процессионале
1517 содержится указание, что П. (очевидно,
для кафедр, собора в Солсбери) должен
достигать 36 футов в высоту.
Настоятельно
рекомендуется изготавливать П. только
из натурального воска, чтобы не лишались
своего конкретного смысла слова
Провозглашения Пасхи
о П. как «плоде трудов пчелиного роя»,
питаемом «воском, который дала мать-пчела
для создания этого драгоценного
светильника».
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1331-1333.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|