Пасха - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пасха

Пасха (древнеевр. Hap-Pesah, арам. Pisha, сир. СИР, греч. Πάσχα, лат. Pascha) — название важнейшего праздника в христианстве и в иудаизме, в христ. традиции являющегося литург. воспоминанием центр, события истории спасения — воскресения Иисуса Христа из мертвых, а в иуд. традиции — воспоминанием исхода евр. народа из Египта. Христиане называют П. также сами страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа.

Иуд. праздник П. отмечается ежегодно в течение 8 дней начиная с 14-го дня месяца нисана (авива) в память об освобождении Богом евреев от егип. рабства (Исх 12-15). Слово П. представляет собой арам, видоизменение древнеевр. слова «pesah», которое по традиции возводится к глаголу «переходить», «проходить» (Яхве проходил над домами израильтян, поражая египтян; см. Исх 12, 13.23.27).

Возможно, праздник П. отмечался еще до исхода из Египта (вероятно, евреи добивались у фараона разрешения на совершение этого праздника: Исх 3, 18). По-видимому, первоначально это был весенний кочевой праздник (по некоторым предположениям, он знаменовал переход с зимних пастбищ на летние, с чем может быть связано и его название), который отмечался ночью при полнолунии, ближайшем к весеннему равноденствию, приходившемуся на 14-й день месяца [новых] колосьев (авив, ЕВР, греч. των Νέων, лат. [mens] Novorum, [merts] Novarum; после Вавилонского пленения получил название нисан, Nisan, греч. Νισάν, лат. Nisan). В жертву Богу, чтобы Он благословил стадо, приносилось животное, родившееся за последний год, — ягненок (агнец) или козленок «без порока, мужеского пола, однолетний» (Исх 12, 3-6). В связи с исходом из Египта этот праздник приобрел новое значение, закрепившееся на последующие века.

Со временем с П. соединился весенний праздник опресноков (Исх 12, 15-20), по-видимому, близкий к ней по времени (его празднование было впоследствии ограничено 15-21 нисана): очищение от старой закваски и выпечка хлеба из еще не заквашенного теста первоначально составляли часть жертвоприношения от начатков жатвы (Лев 23, 5-14; Втор 26, 1), призывавшего Божье благословение на первый урожай. Слияние этого обряда с воспоминанием избавления Израиля от рабства подчеркивало поспешность исхода, когда евреям пришлось уносить свое тесто раньше, чем оно вскисло (Исх 12, 34.39). В ВЗ присутствуют как раздельные (Лев 23, 5-8; Езд 6,19-22; 2 Пар 35,17) упоминания П. и праздника опресноков, так и общие (Втор 16, 1-8; 2 Пар 30, 1-13).

Будучи первоначально семейным праздником, к кон. VII в. до н.э. П. стала праздником храмовым, в котором особое значение приобрели обряды излияния жертвенной крови на жертвенник (2 Пар 35, И). После Вавилонского пленения по мере увеличения ареала евр. диаспоры заклание жертвенных животных постепенно исключалось из семейных празднований и сосредотачивалось в Иерусалимском храме. Параллельно возрастало значение паломничеств в Иерусалим в связи с П.

Будучи воспоминанием дивных дел Бога в прошлом, П. всегда являлась для Израиля знамением надежды на Его помощь в будущем, что в эпоху поздних пророков связывалось с идеей окончательного эсхатологического спасения: нового творения (Ис 65, 17), необратимого исхода (Ис 65, 22) и полной победы над злом (Ис 65, 25). Все это ассоциировалось с пришествием Мессии, ожидание которого усиливалось в каждую пасхальную ночь.

П. остается гл. праздником в иудаизме. Перед пасхальным седером дом полностью очищается от всего квасного, а также от др. продуктов, запрещенных на время П.; в течение всех дней праздника употребляются опресноки (маца).

Иисус и в.-з. Пасха. Страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа по времени совпали с иуд. праздником П., а Сам Он уподобился непорочному агнцу, закалываемому по случаю этого праздника. Подобно тому как Израиль был избавлен Богом от рабства, все человечество освобождено Христом от власти греха и смерти. Поэтому у христиан ежегодное воспоминание искупительной жертвы и воскресения Иисуса тоже приобрело название П.

Прежде принесения Себя в жертву ради спасения мира Иисус вечером накануне Своих страданий совершил с учениками пасхальную вечерю, тем самым окончательно исполнив заключенный между Богом и иуд. народом завет, но на той же Тайной вечере установив и новый завет. Во время пасхальной вечери Он произнес слова и совершил действия, изменившие ее смысл: традиционные благословения хлеба и вина стали контекстом установления Иисусом Евхаристии, в которой Он дает вкушать Свое тело и пить Свою кровь, представляя Свою смерть как пасхальное жертвоприношение, где Он есть новый Агнец.

Поскольку Христос воскрес в день по прошествии субботы (в первый день иуд. недели), первая христ. община собиралась регулярно именно в этот день недели (день Господень, воскресенье) для совершения Евхаристии, т.е. повторения той трапезы, которую Учитель заповедал им совершать в память о Нем вплоть до Его пришествия во славе.

Вероятно, продолжая ежегодно праздновать иуд. П., первые поколения христиан вкладывали в нее уже принципиально новое содержание. По слову ап. Павла, Христос, «Пасха наша, заклан за нас» и христианам надлежит «праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор 5, 7-8). Павел особым образом связывает таинство крещения с П. Христовой (см. Рим 6, 3-11). Празднование П. с самых ранних времен стало предпочтительным временем для крещения новообращенных.

Пасха в ранней Церкви. По свидетельству Иринея Лионского, празднование П. подготавливалось 40-часовым -тостом (полным воздержанием от пищи) и длилось 50 дней, включая, по-видимому, и Пятидесятницу. С появлением др. праздников П. продолжала сохранять главенствующее место в церк. календаре. Григорий Назианзин говорил, что П. — «праздников праздник и торжество торжеств» (Проповедь на Пасху). На Западе Папа Лев I Великий пользовался той же фигурой речи (festum festorum) и пояснял, что Рождество Христово празднуется только как приготовление к П. (Проповедь 47 на Исход).

Дата празднования П. устанавливалась по лунно-солнечному календарю (метод ее вычисления, варьировавшийся в различных традициях, со временем стал называться пасхалией).

С V в. постепенно оформлялась Страстная неделя со свойственными каждому из ее дней литург. особенностями. В каждой из литург. традиций закрепились собственные характерные черты подготовительного периода Великого поста с его сложной структурой.

В течение долгого времени навечерие П. было единственным в году днем, когда совершалось крещение (позже на Западе к нему добавилось навечерие Пятидесятницы, а в Константинополе — навечерие Крещения Господня). Первоначально крещение катехуменов предшествовало др. обрядам пасхальной ночи. Закрепившиеся впоследствии в богослужении навечерия П. различных литург. традиций многочисл. в.-з. чтения о сотворении мира, об исходе Израиля, а также иных прообразах П. Христовой, возможно, первоначально следовали параллельно обряду крещения, совершавшемуся в отд. помещении, после чего новокрещеные в белых одеждах с зажженными свечами входили в храм, чтобы впервые участвовать в Божественной литургии (ср. Рим 6, 3). Череда чтений завершалась еванг. фрагментом о первой вести о воскресении Христа.

Особое значение в богослужении пасхальной ночи придавалось символике света. Уже в III в. в Канонах Ипполита указывалось: «Весь народ пусть будет в свете, ибо в эту ночь Спаситель снискал свободу для всего творения». По свидетельству Евсевия Кесарийского, имп. Константин I «проводимую в бодрствовании священную ночь превращал в дневной свет, ибо назначенные к тому люди по всему городу зажигали высокие восковые столбы, как бы огненные лампады, озарявшие всякое место, так что эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня». Согласно Григорию Нисскому, в пасхальную ночь «свет, лившийся от свечей, носился подобно облаку во мраке ночном» и «блеск от лампад соединялся с ранними лучами солнца так, что производил впечатление одного непрерывного дня, не разделенного промежутком ночи». Ввиду такого значения света для богослужения пасхальной ночи обряды люцернария (светильничного богослужения) в его начале наделялись особым смыслом. В рим. и ряде др. зап. литург. обрядов развитием люцернария стало освящение в начале службы навечерия П. нового огня и особой пасхальной свечи (пасхала), при свете которой диакон произносил нараспев Провозглашение Пасхи (Exsultet) и от которой зажигали свои свечи остальные участники богослужения.

Важная роль в праздновании П. придавалась процессиям, которые наделялись сложной символикой пути, сопутствования Христу или Его ученикам и т. п.

Богослужение пасхальной ночи завершалось Евхаристией, в которой впервые участвовали новокрещеные.

На Востоке сохранилась древняя греч. традиция пасхального приветствия «Χριστός ανέστη! — Αληθώς ανέστη!» (церковно-слав. «Христос воскресе! — Воистину воскресе!»). Она была заимствована и Римом, где существовала в течение некоторого времени в несколько измененном виде: «Surrexit Dominus vere! — Et apparuit Simoni» («Воскрес Господь воистину! — И явился Симону (т.е. ап. Петру»). На Западе отличительным для П. стало возглашение Аллилуйя, опускавшееся на время Вел. Поста.

До VIII в. богослужение навечерия П. начиналось в субботу затемно и продолжалось всю ночь. Затем как на Западе, так и в большинстве вост. традиций оно стало приходиться на ранние послеполуденные часы, а со временем переместилось на утро субботы (в т.ч. из-за более строгих требований евхарист. поста). Постепенно служба навечерия П. перестала восприниматься как начало празднования П.

Пасха в визант. литург. традиции. Ныне совершаемое в визант. обряде ночное пасхальное богослужение, состоящее из пасхальной полунощницы, утрени, часов и Божественной литургии, не тождественно тому, которое совершалось в ночь П. на визант. Востоке в I тыс. Еще в IX в. в Константинополе пасхальная утреня служилась в воскресенье на рассвете, а не в полночь. П. наступала не в полночь, а вечером в субботу. Веком позже служба, открывавшая празднование П., переместившись с вечера субботы на ее утро, стала вечерней Святой (Великой) субботы в соединении с Божественной литургией. Эта служба перестала ассоциироваться с наступлением П., а воспринималась только в качестве ее преддверия. Святая суббота оставалась днем поста.

Собственно П. (праздник Светлого Христова Воскресения) теперь открывается пасхальной утреней, начало которой переместилось на полночь. Утреня предваряется пасхальной полунощницей, на которой повторяется канон Святой субботы, что подчеркивает принадлежность этой службы в большей степени Страстной седмице, нежели П.

Важнейшей особенностью утрени, как и мн. пасхальных служб, является постоянное повторение тропаря:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Царские врата в храме остаются открытыми на протяжении 7 дней П., когда богослужения в осн. сходны с соответствующими службами Светлого Христова Воскресения.

Пасха в зап. традиции до сер. XX в. На Западе богослужение, которым первоначально начиналось празднование Воскресения Христова, к XIV в. сместилось на субботнее утро. Месса навечерия П. стала считаться мессой Святой субботы. Она, как и прежде, включала в себя освящение огня и пасхала, Провозглашение Пасхи, водоосвящение (крещение на ней катехуменов становилось все более редким ввиду повсеместной практики детского крещения), большую серию в.-з. чтений, а также звон колоколов (молчавших с Вел. четверга), первое после Вел. поста с предварявшими его предначинательными неделями пение Аллилуйя и чтение еванг. фрагмента о воскресении Христа. Это богослужение в начале дня строгого поста уже не воспринималось как пасхальное (характерно, что на этой мессе, начинавшейся и заканчивавшейся в великопостных облачениях фиолетового цвета, для произнесения Провозглашения Пасхи диакон временно надевал праздничные белые облачения, а затем вновь переоблачался в фиолетовые).

В эпоху зрелого Средневековья на Западе праздник Воскресения Христова (Dominica resurrectionis Domini) стал начинаться на заре в воскресенье. Мессу праздника стали служить в воскресенье утром. Она, как и последующие пасхальные службы, совершалась в белых облачениях. В числе ее особенностей — пение секвенции Victimae paschali.

В ряде регионов Запада сохранялись традиции бдений в пасхальную ночь, больше проявлявшиеся в паралитург. обрядах, нежели в богослужении в строгом смысле слова. Так, во Франции и в Германии (а позже — и в странах Вост. Европы) развивались обычаи почитания Гроба Господня, т.е. места, оформлявшегося как гробница Иисуса. В Гроб ставился крест (позже вместо него там стали помещать Св. Дары). В полночь процессия верующих двигалась от Гроба к алтарю, перенося туда находившийся во Гробе крест, с пением антифона Сит Rех gloriae о встрече сходящего в ад Христа с томящимися там душами. После этого совершалась утреня (в более позднее время ее сменило поклонение Св. Дарам). В определенный момент утрени двое клириков, символизировавших жен-мироносиц, и один, изображавший ангела, шли ко Гробу, где разыгрывали действо о возвещении женам-мироносицам воскресения Христова и передавали весть хору. После этого двое священников, изображавших апп. Петра и Иоанна, бежали ко Гробу и, найдя его пустым, показывали народу пелены, в которые было завернуто тело Иисуса. Затем пели Те Deumи Victimae paschali.Известны и более сложные литург. драмы о воскресении Христа, исполнявшиеся при подобных бдениях.

Процессии ко Гробу Господню ранним утром в день П. с троекратным обходом храма, поклонением Св. Дарам и пением Те Deumв завершение стали особенно популярны в странах Вост. Европы; в некоторых регионах они практикуются до наст, времени (у поляков эти обряды обозначаются словом Rezurekcje,от лат. resurrectio «воскресение»).

Реформа литург. празднования П. в рим. обряде. Восстановление богослужения пасхальной ночи в Католической Церкви лат. обряда произошло в сер. XX в. благодаря развитию литургического движения, став одним из первых шагов литургической реформы. В 1930-х неск. священников в Лионе (Франция) стали с благословения местных церк. властей служить мессу Святой субботы не утром, а поздним вечером, вначале ограничивая круг ее участников преподавателями и студентами богосл. ф-тов. Этот опыт нашел положительный отклик в Ватикане, и в нач. 1950-х Папа Пий XII одобрил его распространение во всей Католической Церкви лат. обряда. Декретом Свящ. конгрегации обрядов Dominicae Resurrectionis vigiliam от 9.02.1951 предлагалось в порядке эксперимента совершать мессу Святой субботы в ночь на воскресенье. К документу прилагался новый Чин Святой субботы. Декрет не имел обязывающего характера, и новый порядок совершения чина носил скорее характер пожелания. Ввиду широкого положительного отклика эксперимент был продлен новым декретом от 11.01.1952. Наконец, декретом Maxima redemptionis nostrae mysteria от 16.11.1955 практика ночного богослужения навечерия П. была окончательно утверждена; в качестве приложения к декрету был издан новый Чин Страшной недели.

Утвержденные в 1969 Общие нормы для литургического года обозначили в качестве вершины литург. года Пасхальное триденствие, центром которого является навечерие П. В Римском миссале 1970 опубликована окончательная редакция мессы навечерия П. Она имеет следующую структуру.

  1. Литургия света: совершаемые вне храма или в его притворе обряды освящения пасхального огня и пасхала и возвещаемое в храме Провозглашение Пасхи.
  2. Литургия слова: серия в.-з. чтений (7, но по пастырским соображениям их число может быть уменьшено), перемежаемых псалмами и молитвами; Великое славословие, при пении которого звучит колокольный звон; вступительная молитва, чтение Рим 6, 3-11; пение Аллилуйя; чтение фрагмента о воскресении по одному из синоптических Евангелий; проповедь.
  3. Литургия крещения: Литания всем святым, водоосвящение, крещение катехуменов (может быть совершено и -«миропомазание новокрещеных), обновление верующими крещальных обетов, окропление освященной водой, молитва верных.
  4. Евхаристическая литургия.

Начиная с первого пения Аллилуйя, все антифоны дополняются 2-кратным добавлением этого возглашения в течение всего Пасхального времени.

В богослужебных указаниях подчеркивается, что месса навечерия П. должна начинаться после наступления темноты и заканчиваться до рассвета.

Пасхальная секвенция Victimae paschali поется на мессе дня Светлого Христова Воскресения перед Евангелием (Ин 20, 1-9).

Народные обычаи, связанные с П. Поскольку П. предшествует длительный пост, который (особенно в традициях христ. Востока) предполагает весьма строгие ограничения в пище, важной составляющей празднования Христова Воскресения является разговение (после великопостного говения).

У вост. христиан разговение обычно происходит ночью, по завершении пасхальной службы, у западных — на пасхальной трапезе утром (даже после восстановления ночной пасхальной службы сохраняется отношение к П. как к утреннему, а не ночному празднику).

Пасхальная трапеза предполагает обилие продуктов. Отсюда и церк. обряды освящения этих продуктов накануне П. или в сам день праздника (молитвы, связанные с этими обрядами, с давних пор в большом количестве присутствовали в требниках как на Востоке, так и на Западе). Кроме того, у мн. народов распространены обычаи освящения на П. хлеба, являющегося символом Христа. В ряде регионов Юж. и Юго-Вост. Европы существует традиция выпекать пасхальный хлеб в форме ягненка. У некоторых народов пасхальный хлеб отличается повышенным содержанием яиц и сливочного масла: именно таковы куличи в России.

Наряду с куличами в России неотъемлемым элементом пасхального стола является пасха — сладкое блюдо из творога. Широко распространенное на Западе пасхальное освящение мяса не практикуется у православных.

Особое место среди пасхальных яств принадлежит яйцу, являющемуся у мн. народов осн. символом П., знаком зарождающейся жизни; для христиан образ замкнутой скорлупы, из которой может пробиться на свет живое существо, стал также символом жизни, восстающей из гроба. Возможно, яйцо, фигурировавшее в языческих обрядах во время весенних празднований возрождения природы и плодородия, органично вошло в христ. обиход в контексте празднования воскресения Христова. У мн. христ. народов известны обычаи красить или расписывать пасхальные яйца.

Мн. нар. пасхальные символы и их отд. элементы заимствованы из дохрист. весенних празднований и языческих обрядов, большей частью связанных с культом плодородия. Возможно, языческое происхождение имели и обычаи пасхального смеха, в т.ч. долго сохранявшаяся в Баварии практика включения священником в проповедь на П. смешных историй, т.н. пасхальных побасенок (Ostermarlein), напр. о том, как дьявол старался запереть двери ада, чтобы Христос не смог туда войти.

Пасхальные огненные потехи, восходящие к дохрист. весенним обрядам (сожжение чучела зимы), известны у герм, народов. Наиболее популярна среди них пасхальная гора (Osterberg) — костер колоссальных размеров. Поскольку эти обычаи имели явно языческие корни, уже с VIII в. некоторые из них подвергались канон, запретам, однако частично были включены в церк. обиход отождествившись с новым огнем, зажигаемым в Святую субботу.

Важной составляющей пасхальных обычаев являются способы поздравления с П. На Востоке это христосование, т.е. обмен приветствиями «Христос воскресе! — Воистину воскресе!», сопровождаемый троекратным поцелуем.

П. Сахаров


Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1321-1330.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024