Пассион - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пассион

Пассион (от лат. passio— страдание) — муз. произведение, возникшее на основе еванг. чтений Страстной недели и посвященное страданиям и крестной смерти Христа.

В катол. богослужении до XIII в. чтения о страстях Христовых звучали как псалмодия — простейшая форма муз. декламации, близкая к чтению нараспев. С XI в. реплики отд. персонажей интонировались по-разному (это обозначалось специальными буквами в тексте). В XIII в. чтения велись «по ролям» неск. священнослужителями. Тогда же появились первые попытки сочинения музыки для отд. реплик участников событий. К сер. XV в. П. стал многоголосным произведением: различаются как чисто хоровые (мотетные), так и респонсориальные (с чередованием пения солиста и хора) версии. В XVI в. окончательно исчезла псалмодия, весь еванг. текст, задействованный в П., был включен в полифоническое хоровое многоголосие (соч. А. де Лонгеваля, ок. 1500). Соединение еванг. текста с музыкой позволяло острее почувствовать эмоциональное содержание событий. Особую популярность П. обрел в Лютеранской Церкви в Германии. В XVI — нач. XVII в. использовались в осн. респонсориальные формы (сочинения И. Вальтера, Г. Шютца).

К сер. XVII в. П. постепенно превратился в ораторию — монументальное произведение для хора, оркестра и певцов-солистов. Наиболее выдающиеся образцы этого типа созданы И.С. Бахом: Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (1727-29). Бах значительно изменил традиционный подход к музыке и тексту П. Партия Евангелиста (ранее сохранявшая следы псалмодии) была поручена тенору и написана как сложнейший речитатив, чутко откликающийся на тончайшие нюансы повествования. Наряду с текстом Евангелия были использованы поэтические вставки, специально написанные Б. Брокесом (Страсти по Иоанну) и X. Пикандером (Страсти по Матфею). Они стали основой для монологов-арий, исполняемых от лица анонимных персонажей и отражающих личностное восприятие событий молящимся. Увеличилось также число хоровых эпизодов: монологи, связанные с развитием действия, чередуются с протестантскими хоралами (в авторской обработке), прерывающими действие и также несущими в себе субъективные переживания. П., созданные И.С. Бахом, — кульминация в развитии жанра, хотя аналогичный опыт имелся и в Италии (в частности, в творчестве А. Скарлатти).

В последующие периоды П. в чистом виде встречался редко; в музыке XX в. он появился как эксперимент, соотнесенный с эпохой Баха (Страсти по Луке К. Пендерецкого). Параллельно с П., строго опирающимся на Евангелие, развивался жанр страстной оратории, написанной в соответствии с еванг. событиями, но на свободный поэтический текст (Христос на Маслинной горе Л. ван Бетховена, 1803).

Н. Боровская

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1312-1313.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Среда, 17 Апреля
    Feria IV. Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 10324
    Сессий: 27
    Сейчас на сайте: 12





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024