Пассион - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пассион

Пассион (от лат. passio— страдание) — муз. произведение, возникшее на основе еванг. чтений Страстной недели и посвященное страданиям и крестной смерти Христа.

В катол. богослужении до XIII в. чтения о страстях Христовых звучали как псалмодия — простейшая форма муз. декламации, близкая к чтению нараспев. С XI в. реплики отд. персонажей интонировались по-разному (это обозначалось специальными буквами в тексте). В XIII в. чтения велись «по ролям» неск. священнослужителями. Тогда же появились первые попытки сочинения музыки для отд. реплик участников событий. К сер. XV в. П. стал многоголосным произведением: различаются как чисто хоровые (мотетные), так и респонсориальные (с чередованием пения солиста и хора) версии. В XVI в. окончательно исчезла псалмодия, весь еванг. текст, задействованный в П., был включен в полифоническое хоровое многоголосие (соч. А. де Лонгеваля, ок. 1500). Соединение еванг. текста с музыкой позволяло острее почувствовать эмоциональное содержание событий. Особую популярность П. обрел в Лютеранской Церкви в Германии. В XVI — нач. XVII в. использовались в осн. респонсориальные формы (сочинения И. Вальтера, Г. Шютца).

К сер. XVII в. П. постепенно превратился в ораторию — монументальное произведение для хора, оркестра и певцов-солистов. Наиболее выдающиеся образцы этого типа созданы И.С. Бахом: Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (1727-29). Бах значительно изменил традиционный подход к музыке и тексту П. Партия Евангелиста (ранее сохранявшая следы псалмодии) была поручена тенору и написана как сложнейший речитатив, чутко откликающийся на тончайшие нюансы повествования. Наряду с текстом Евангелия были использованы поэтические вставки, специально написанные Б. Брокесом (Страсти по Иоанну) и X. Пикандером (Страсти по Матфею). Они стали основой для монологов-арий, исполняемых от лица анонимных персонажей и отражающих личностное восприятие событий молящимся. Увеличилось также число хоровых эпизодов: монологи, связанные с развитием действия, чередуются с протестантскими хоралами (в авторской обработке), прерывающими действие и также несущими в себе субъективные переживания. П., созданные И.С. Бахом, — кульминация в развитии жанра, хотя аналогичный опыт имелся и в Италии (в частности, в творчестве А. Скарлатти).

В последующие периоды П. в чистом виде встречался редко; в музыке XX в. он появился как эксперимент, соотнесенный с эпохой Баха (Страсти по Луке К. Пендерецкого). Параллельно с П., строго опирающимся на Евангелие, развивался жанр страстной оратории, написанной в соответствии с еванг. событиями, но на свободный поэтический текст (Христос на Маслинной горе Л. ван Бетховена, 1803).

Н. Боровская

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1312-1313.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Вторник, 16 Апреля

    Ближайшее празднование:
    Feria IV. Dominice IV. Quadr.
    17 Апреля (остался 1 день)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 15810
    Сессий: 9
    Сейчас на сайте: 8





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024