Пассион - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Пассион
Пассион
(от лат. passio—
страдание) — муз. произведение, возникшее
на основе еванг. чтений Страстной недели
и посвященное страданиям и крестной
смерти Христа.
В катол.
богослужении до XIII в. чтения о страстях
Христовых звучали как псалмодия —
простейшая форма муз. декламации, близкая
к чтению нараспев. С XI в. реплики отд.
персонажей интонировались по-разному
(это обозначалось специальными буквами
в тексте). В XIII в. чтения велись «по ролям»
неск. священнослужителями. Тогда же
появились первые попытки сочинения
музыки для отд. реплик участников
событий. К сер. XV в. П. стал многоголосным
произведением: различаются как чисто
хоровые (мотетные), так и респонсориальные
(с чередованием пения солиста и хора)
версии. В XVI в. окончательно исчезла
псалмодия, весь еванг. текст, задействованный
в П., был включен в полифоническое хоровое
многоголосие (соч. А. де Лонгеваля, ок.
1500). Соединение еванг. текста с музыкой
позволяло острее почувствовать
эмоциональное содержание событий.
Особую популярность П. обрел в Лютеранской
Церкви в Германии. В XVI — нач. XVII в.
использовались в осн. респонсориальные
формы (сочинения И. Вальтера, Г. Шютца).
К сер. XVII в.
П. постепенно превратился в ораторию —
монументальное произведение для хора,
оркестра и певцов-солистов. Наиболее
выдающиеся образцы этого типа созданы
И.С. Бахом:
Страсти по Иоанну
(1724) и
Страсти по Матфею
(1727-29). Бах значительно изменил традиционный
подход к музыке и тексту П. Партия
Евангелиста (ранее сохранявшая следы
псалмодии) была поручена тенору и
написана как сложнейший речитатив,
чутко откликающийся на тончайшие нюансы
повествования. Наряду с текстом Евангелия
были использованы поэтические вставки,
специально написанные Б. Брокесом
(Страсти
по Иоанну)
и X. Пикандером (Страсти
по Матфею).
Они стали основой для монологов-арий,
исполняемых от лица анонимных персонажей
и отражающих личностное восприятие
событий молящимся. Увеличилось также
число хоровых эпизодов: монологи,
связанные с развитием действия, чередуются
с протестантскими хоралами (в авторской
обработке), прерывающими действие и
также несущими в себе субъективные
переживания. П., созданные И.С. Бахом, —
кульминация в развитии жанра, хотя
аналогичный опыт имелся и в Италии (в
частности, в творчестве А. Скарлатти).
В последующие
периоды П. в чистом виде встречался
редко; в музыке XX в. он появился как
эксперимент, соотнесенный с эпохой Баха
(Страсти
по Луке
К. Пендерецкого). Параллельно с П., строго
опирающимся на Евангелие, развивался
жанр страстной оратории, написанной в
соответствии с еванг. событиями, но на
свободный поэтический текст (Христос
на Маслинной горе Л.
ван Бетховена, 1803).
Н. Боровская
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1312-1313.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|