К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Память
Память
(лат. memoria), в
литург. терминологии в широком значении
— день литург. воспоминания; в узком
значении — низшая ступень литург.
празднования в совр. церк. календаре
рим. обряда. С древности слово П. (греч.
μνήμη,
лат. memoria,
commemoratio) использовалось
в Церкви для обозначения литург.
воспоминания событий НЗ или церк.
истории, а также воспоминания святых в
установленные дни. Для обозначения П.
святых первоначально чаще всего
употреблялись термины [τά]
γενέσια, [τά] γενέθλια (лат.
аналоги —
natalis,
natalitium), буквально
означавшие лень рождения, но веками
использовавшиеся в значении годовщины
рождения или др. важного события (тем
же словом обозначалась годовщина
правления императора): П. святого
праздновалась, как правило, в тот день
календаря, на который пришлась его
кончина (уже с IV в. слово «рождение»
применительно ко дню смерти христианина
толкуется как рождение в новой жизни).
Со временем слово «П.» стало преобладающим
для обозначения литург. празднований
в честь святых. На Западе в позднее
Средневековье оно было в заметной мере
вытеснено ввиду развития сложной
иерархии литург. дней и связанной с этим
терминологии (год литургический); на
Востоке слово «П.» было общим обозначением
дней литург. воспоминания святых и
событий церк. Истории.
В качестве
строго определенного термина слово
«П.» стало употребляться в Католической
Церкви в результате реформы литург.
календаря рим. обряда (1969), выделившись
как ступень празднования, по значению
уступающая торжеству и празднику. В
числе важных принципов реформы календаря
было стремление к тому, чтобы празднования
в честь святых не имели преимущества
перед празднованиями, посвященными
тайнам спасения. Для этого было решено
сохранить лишь местное литург. почитание
мн. святых, закрепив дни их П. в частных
календарях отдельных Церквей и монаш.
ин-тов, а обязательное почитание
(предписываемое
Общим календарем) оставить
только для святых общецерк. значения,
добавив к ним имена некоторых мучеников,
прославившихся в тех регионах, которых
поздно достигла проповедь Евангелия.
В частных календарях присутствуют дни
П. мн. святых, а также икон и явлений
Пресв. Девы Марии, отсутствующие в
Общем календаре,
а некоторым из имеющихся в нем празднований
в отд. частных календарях придано более
высокое достоинство.
В календаре
та или иная П., в свою очередь, может
принадлежать к одному из двух рангов:
собственно П., или
обязательная П. (memoria
obligatoria), и
факультативная П. (memoria
ad libitum). Ввиду
установленного в ходе литург. реформы
принципа, согласно которому в одном
богослужении не должны совмещаться
разные празднования, священник, совершая
мессу или Литургию часов в тот день,
когда общий и частный календари допускают
выбор празднования, руководствуется в
своем выборе предписаниями, изложенными
в
Общих нормах для литургического года,
а также в
Общем наставлении к Римскому миссалу
и
Общем введении к Литургии часов.
Так, напр., дни обязательной П., включенные
в
Общий календарь,
имеют превосходство над днями обязательной
П. частных календарей, которым, в свою
очередь, должны уступать место дни
факультативной П.
Общего календаря;
если на один день указана факультативная
П. неск. святых, то можно выбрать только
одного из них; и т.п. Вместе с тем,
священнику рекомендуется при
выборе П. принимать во внимание особенности
местной традиции или категории верующих,
присутствующих на богослужении.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1238-1240.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.