К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Отпевание
Отпевание
(греч. λειτουργία
του έπιταφίου, лат.exsequiae)—
литург. чин погребения, представляющий
собой серию обрядовых действий, которыми
Церковь сопровождает погребение останков
умершего и препоручает Богу его душу,
молясь о ее спасении. О. не входит в число
таинств, а относится к сакраменталиям
(ср. ККЦ 1683).
Слово «О.»
не является офиц. литург. термином в
рус. правосл. и лат. традиции: правильное
старослав. название осн. погребальной
службы —
чин
(или
последование) погребения.
Рус. католики лат. обряда ввели термин
«О.» в качестве обозначения обряда
Чина погребения (Ordo
ехsequiarum),входящего
в состав
Римского требника.
В рим. обряде
до литургической реформы 2-й пол. XX в. О.
состояло из заупокойной утрени в
соединении с лаудами (т.н.
Dirige),заупокойной
мессы
(Requiem)
и
разрешительной молитвы (именовавшейся
старофранц. словом
Absoute,от
лат.
Absolutio).Заупокойная
месса, однако, не совершалась, если
погребение приходилось на большие
праздники и некоторые др. важные дни
литург. года, а в воскресные дни служилась
не торжественно. Следующий за ней обряд
Absouteвключал
песнопение Libera
те,
краткую литанию Kyrie
eleisonи
Молитву Господню, после которой
совершалось окропление гроба освященной
водой и его окаждение и над покойным
читалась разрешительная молитва (не
наделявшаяся сакраментальным значением).
Затем под песнопение
Iп
раrаdisumгроб
переносился к гробнице (или могиле),
куда после очередного окропления
опускался с определенными молитвами и
песнопениями. В некоторых местностях
по обычаю священник бросал на гроб
первую горсть земли. При О. использовались
литург. облачения черного цвета.
Существовало также самостоятельное
последование О. младенцев: оно не
содержало покаянных коннотаций, было
менее скорбным и служилось в белых
облачениях. Как происходит О. усопшего
— в закрытом или, наоборот, открытом
гробе — обусловливается у зап. христиан
местными традициями.
После II
Ватиканского собора, постановившего,
что «обряд погребения должен яснее
выражать пасхальный характер христианской
смерти и лучше отвечать условиям
и традициям отдельных стран — даже в
том, что касается литургического цвета»
(SC
81),
был разработан новый
Чин погребения,
изданный в 1969. По пастырским соображениям
может быть выбрано одно из 3 последований
О.: содержащее 3 стояния (в доме усопшего,
в храме и возле могилы); 2 стояния (в
кладбищенской часовне и возле могилы);
1 стояние в любом из трех вышеупомянутых
мест. Однако в каждом случае О. содержит
4 осн. момента: встреча общины, Литургия
слова, Евхарист. литургия и прощание с
покойным, представляющее собой вручение
его Богу Церковью. При отсутствии
священника О. может совершать диакон
или соответствующим образом подготовленный
мирянин, однако в этом случае Евхарист.
литургия опускается. В некоторые дни
литург. года О. совершается без заупокойной
мессы. Из цветов литург. облачений
предпочтение отдается фиолетовому.
Существенно отличаются обряды О. в
октаву Рождества Христова или Пасхи, а
также О. младенцев. Предусмотрена также
возможность О. некрещеных младенцев,
родители которых желали, но не успели
совершить их крещение, и О. катехуменов.
Допускается О. в случае кремации. Во
всех перечисленных случаях предусмотрены
облачения белого цвета. Погребение Папы
Римского имеет особенности и совершается
в красных облачениях.
В визант.
обряде предусмотрены различные
чинопоследования О. для мирян, священников,
монашествующих и младенцев, а также для
О. на Светлой седмице, отличающиеся по
объему и составу текстов, а также по
некоторым обрядовым действиям (напр.,
обнесение тела усопшего священника
вокруг храма). Сравнительно поздний
обычай полагать тело отпеваемого во
гроб (старослав. «ковчег»; под собственно
«гробом» в литург. рубриках подразумевается
гробница или могила) в наст, время
распространен далеко не везде; гроб, в
случае его использования, оставляется
на время О. открытым. О. совершается, в
зависимости от местной традиции, в храме
или на его паперти, но в случае необходимости
может происходить и в др. местах (напр.,
в доме покойного или на кладбище). Оно
включает серию молитв и песнопений (в
т.ч. чтение заупокойного канона), а также
чтения из
Апостола
и Евангелия; в конце О. с покойным
прощаются его близкие, которые воздают
ему последнее целование, и священник
читает т.н. прощальную молитву
разрешительного характера. Обычно О.
должно завершаться положением тела в
могилу (или гробницу), куда первую горсть
земли бросает священник (в некоторых
регионах он также вливает в могилу елей
из лампады), однако нередко ввиду
отдаленности кладбища от храма этот
обряд заменяется тем, что еще в храме
священник кладет в гроб горсть земли.
О. в визант. обряде совершается обычно
в облачениях белого цвета.
В Правосл.
Церкви в последнее время допускается
заочное О. в отсутствие останков покойного
(напр., в случае кремации или невозможности
привезти тело покойного в храм).
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1143-1145.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.