Отпевание - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Отпевание

Отпевание (греч. λειτουργία του έπιταφίου, лат.exsequiae)— литург. чин погребения, представляющий собой серию обрядовых действий, которыми Церковь сопровождает погребение останков умершего и препоручает Богу его душу, молясь о ее спасении. О. не входит в число таинств, а относится к сакраменталиям (ср. ККЦ 1683).

Слово «О.» не является офиц. литург. термином в рус. правосл. и лат. традиции: правильное старослав. название осн. погребальной службы — чин (или последование) погребения. Рус. католики лат. обряда ввели термин «О.» в качестве обозначения обряда Чина погребения (Ordo ехsequiarum),входящего в состав Римского требника.

В рим. обряде до литургической реформы 2-й пол. XX в. О. состояло из заупокойной утрени в соединении с лаудами (т.н. Dirige),заупокойной мессы (Requiem) и разрешительной молитвы (именовавшейся старофранц. словом Absoute,от лат. Absolutio).Заупокойная месса, однако, не совершалась, если погребение приходилось на большие праздники и некоторые др. важные дни литург. года, а в воскресные дни служилась не торжественно. Следующий за ней обряд Absouteвключал песнопение Libera те, краткую литанию Kyrie eleisonи Молитву Господню, после которой совершалось окропление гроба освященной водой и его окаждение и над покойным читалась разрешительная молитва (не наделявшаяся сакраментальным значением). Затем под песнопение Iп раrаdisumгроб переносился к гробнице (или могиле), куда после очередного окропления опускался с определенными молитвами и песнопениями. В некоторых местностях по обычаю священник бросал на гроб первую горсть земли. При О. использовались литург. облачения черного цвета. Существовало также самостоятельное последование О. младенцев: оно не содержало покаянных коннотаций, было менее скорбным и служилось в белых облачениях. Как происходит О. усопшего — в закрытом или, наоборот, открытом гробе — обусловливается у зап. христиан местными традициями.

После II Ватиканского собора, постановившего, что «обряд погребения должен яснее выражать пасхальный характер христианской смерти и лучше отвечать условиям и традициям отдельных стран — даже в том, что касается литургического цвета» (SC 81), был разработан новый Чин погребения, изданный в 1969. По пастырским соображениям может быть выбрано одно из 3 последований О.: содержащее 3 стояния (в доме усопшего, в храме и возле могилы); 2 стояния (в кладбищенской часовне и возле могилы); 1 стояние в любом из трех вышеупомянутых мест. Однако в каждом случае О. содержит 4 осн. момента: встреча общины, Литургия слова, Евхарист. литургия и прощание с покойным, представляющее собой вручение его Богу Церковью. При отсутствии священника О. может совершать диакон или соответствующим образом подготовленный мирянин, однако в этом случае Евхарист. литургия опускается. В некоторые дни литург. года О. совершается без заупокойной мессы. Из цветов литург. облачений предпочтение отдается фиолетовому. Существенно отличаются обряды О. в октаву Рождества Христова или Пасхи, а также О. младенцев. Предусмотрена также возможность О. некрещеных младенцев, родители которых желали, но не успели совершить их крещение, и О. катехуменов. Допускается О. в случае кремации. Во всех перечисленных случаях предусмотрены облачения белого цвета. Погребение Папы Римского имеет особенности и совершается в красных облачениях.

В визант. обряде предусмотрены различные чинопоследования О. для мирян, священников, монашествующих и младенцев, а также для О. на Светлой седмице, отличающиеся по объему и составу текстов, а также по некоторым обрядовым действиям (напр., обнесение тела усопшего священника вокруг храма). Сравнительно поздний обычай полагать тело отпеваемого во гроб (старослав. «ковчег»; под собственно «гробом» в литург. рубриках подразумевается гробница или могила) в наст, время распространен далеко не везде; гроб, в случае его использования, оставляется на время О. открытым. О. совершается, в зависимости от местной традиции, в храме или на его паперти, но в случае необходимости может происходить и в др. местах (напр., в доме покойного или на кладбище). Оно включает серию молитв и песнопений (в т.ч. чтение заупокойного канона), а также чтения из Апостола и Евангелия; в конце О. с покойным прощаются его близкие, которые воздают ему последнее целование, и священник читает т.н. прощальную молитву разрешительного характера. Обычно О. должно завершаться положением тела в могилу (или гробницу), куда первую горсть земли бросает священник (в некоторых регионах он также вливает в могилу елей из лампады), однако нередко ввиду отдаленности кладбища от храма этот обряд заменяется тем, что еще в храме священник кладет в гроб горсть земли. О. в визант. обряде совершается обычно в облачениях белого цвета.

В Правосл. Церкви в последнее время допускается заочное О. в отсутствие останков покойного (напр., в случае кремации или невозможности привезти тело покойного в храм).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1143-1145.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 29 Марта
    Feria VI. prime hebdomade. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 1582
    Сессий: 6
    Сейчас на сайте: 6





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024