Освящение даров - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Освящение даров

Освящение даров (греч. καθαγιασμός των [τιμίων] δώρων, лат. consecratio donorum, consecratio eucharistica) — освящение хлеба и вина при совершении Евхаристии, в результате которого, согласно учению Католической Церкви, происходит их пресуществление (или преложение), соответственно, в Тело и Кровь Христа.

О.д. совершается на Божественной литургии во время анафоры. Наиболее архаичные из сохранившихся анафор не позволяют однозначно выделить в них какую-то определенную часть текста, из которой явствовало бы, что именно в этот момент предполагалось О.д. По-видимому, христиане первых веков, ощущая Евхаристию как неизъяснимую тайну, не представляли себе О.д. как одномоментное событие.

По мере развития богосл. мысли в IV-V вв. начали возникать вопросы о том, посредством чего именно осуществляется О.д. Некоторые авторы (напр., Амвросий Медиоланский) считали, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа в результате произнесения тайноустановительных слов Иисуса над хлебом и чашей на Тайной вечере, другие (Василий Великий, Кирилл Иерусалимский) полагали, что О.д. осуществляется действием призываемого на хлеб и вино Св. Духа и наделяли освятительным значением эпиклесис, однако еще долгое время этот вопрос не вызывал сколько-нибудь существенных споров, и даже в XI в. во время ожесточенных догматических диспутов между Римом и Византией данная проблема не поднималась. Тем не менее к позднему Средневековью в Католической Церкви прочно утвердилась первая точка зрения, а в Правосл. Церкви — вторая; это постепенно нашло свое отражение в литург. практике (в жестах поклонения Св. Дарам в соответствующие моменты) и со временем зафиксировалось в рубриках богослужебных книг. Однако в литург. руководствах латентно присутствует и свидетельство сохранения в обеих церквях изначальных представлений о том, что момент О.д. не может быть с точностью известен: это явствует из указаний на случаи чрезвычайных ситуаций при совершении Божественной литургии, оставляющих большой «зазор» между временем, когда можно с уверенностью считать хлеб и вино неосвященными, и временем, когда они определенно освящены.

Идея О.д. тайноустановительными словами, разработанная богословами-схоластами в русле проблематики материи и формы таинств, была догматически закреплена на Ферраро-Флорентийском соборе: «Формой этого таинства являются слова Спасителя, которыми Он совершил это таинство. Священник, говорящий от лица Христа, совершает это таинство. Ибо в силу этих слов субстанция хлеба прелагается в Тело Христа, а субстанция вина — в Его Кровь» (DH 1321). В этот же период на правосл. Востоке разрабатывалось учение об О.д. Св. Духом и решающей роли эпиклесиса. Полемич. жесткость сторон с течением времени делала обе позиции все более бескомпромиссными. Хотя Католическая Церковь и признавала законность совершения вост. католиками тех чинопоследований Божественной литургии, где освятительный эпиклесис следовал за тайноустановительными словами (при этом делались разные попытки интерпретировать его в свете катол. учения об О.д.), но время от времени Апост. Престол предпринимал (с переменным успехом) попытки редактирования использовавшихся на Востоке анафор. Несмотря на то что и среди католиков, и среди православных в последние века были богословы и литургисты, отдававшие должное противоположной точке зрения, доминирующие позиции у обеих сторон остаются прежними. Ярким примером этой полемики с правосл. стороны представляется исследование архим. Киприана (Керна), которое, при всей ценности приводимого в нем ист. материала, в своем стремлении доказать изначальное существование в Церкви освятительного эпиклесиса оборачивается тенденциозностью, с произвольным отбором и не всегда точным толкованием источников. В то же время А. Шмеман подчеркнул целостность таинства Евхаристии неотделимостью О.д. от всех частей Божественной литургии.

В последние десятилетия в Католической Церкви при сохранении основ утвердившейся в прошлом доктрины наметился более широкий взгляд на данную проблему, чему во многом способствовал отход от господствовавших прежде жестких схоластических схем в рассмотрении материи и формы таинств. В конечном счете, о Евхаристии официально декларируется, что «Христос становится присутствующим в этом таинстве через преложение (т.е. обращение) хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Отцы Церкви непоколебимо подтвердили веру Церкви в действенность слова Христова и действия Духа Святого для совершения этого преложения» (ККЦ 1375; ср. ККЦ 1353). В ряде документов оговаривается, что Церковь имеет власть определять конкретный облик таинств в том, что касается их сакраментальных знаков и слов, которыми они совершаются (ср. кан. 669 ККВЦ).

Ярким свидетельством открытости Католической Церкви к развитию учения об О.д. стало решение вопроса об используемой по сей день в Ассирийской Церкви Востока литургии Аддая и Мария. Анафора этой литургии не содержит тайноустановительных слов (и, возможно, никогда их не содержала). Вопрос о действительности таинства Евхаристии при совершении этой литургии встал особенно остро, когда возникла проблема разрешения католикам халдейского обряда в случае необходимости причащаться в Ассир. Церкви Востока. Этот вопрос был решен положительно (ответом Конгрегации вероучения от 17.01.2001; ср. Руководство, обнародованное Папским Советом по содействию христ. единству от 20.07.2001). Основание для такого решения было, помимо прочего, усмотрено в том, что тайноустановительные слова присутствуют в анафоре Аддая и Мария не буквально, а рассеяны по ее тексту, будучи интегрированы в молитву благодарения, хвалы и ходатайства и образуя т.о. «квазиповествование» об установлении Евхаристии.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1111-1113.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 26 Апреля
    Feria VI. Dominice V. in Quadragesima

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 24778
    Сессий: 25
    Сейчас на сайте: 18





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024