К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Освящение даров
Освящение
даров (греч. καθαγιασμός
των [τιμίων] δώρων, лат.
consecratio donorum, consecratio
eucharistica) — освящение хлеба
и вина при совершении Евхаристии, в
результате которого, согласно учению
Католической Церкви, происходит их
пресуществление (или преложение),
соответственно, в Тело и Кровь Христа.
О.д. совершается на
Божественной литургии во время анафоры.
Наиболее архаичные из сохранившихся
анафор не позволяют однозначно выделить
в них какую-то определенную часть текста,
из которой явствовало бы, что именно в
этот момент предполагалось О.д.
По-видимому, христиане первых веков,
ощущая Евхаристию как неизъяснимую
тайну, не представляли себе О.д. как
одномоментное событие.
По мере развития
богосл. мысли в IV-V вв. начали
возникать вопросы о том, посредством
чего именно осуществляется О.д. Некоторые
авторы (напр., Амвросий Медиоланский)
считали, что хлеб и вино становятся
Телом и Кровью Христа в результате
произнесения тайноустановительных
слов Иисуса над хлебом и чашей на Тайной
вечере, другие (Василий Великий, Кирилл
Иерусалимский) полагали, что О.д.
осуществляется действием призываемого
на хлеб и вино Св. Духа и наделяли
освятительным значением эпиклесис,
однако еще долгое время этот вопрос не
вызывал сколько-нибудь существенных
споров, и даже в XI в. во время ожесточенных
догматических диспутов между Римом и
Византией данная проблема не поднималась.
Тем не менее к позднему Средневековью
в Католической Церкви прочно утвердилась
первая точка зрения, а в Правосл. Церкви
— вторая; это постепенно нашло свое
отражение в литург. практике (в жестах
поклонения Св. Дарам в соответствующие
моменты) и со временем зафиксировалось
в рубриках богослужебных книг. Однако
в литург. руководствах латентно
присутствует и свидетельство сохранения
в обеих церквях изначальных представлений
о том, что момент О.д. не может быть с
точностью известен: это явствует из
указаний на случаи чрезвычайных ситуаций
при совершении Божественной литургии,
оставляющих большой «зазор» между
временем, когда можно с уверенностью
считать хлеб и вино неосвященными, и
временем, когда они определенно освящены.
Идея О.д.
тайноустановительными словами,
разработанная богословами-схоластами
в русле проблематики материи и формы
таинств, была догматически закреплена
на Ферраро-Флорентийском соборе: «Формой
этого таинства являются слова Спасителя,
которыми Он совершил это таинство.
Священник, говорящий от лица Христа,
совершает это таинство. Ибо в силу этих
слов субстанция хлеба прелагается в
Тело Христа, а субстанция вина — в Его
Кровь» (DH 1321). В этот же
период на правосл. Востоке разрабатывалось
учение об О.д. Св. Духом и решающей роли
эпиклесиса. Полемич. жесткость сторон
с течением времени делала обе позиции
все более бескомпромиссными. Хотя
Католическая Церковь и признавала
законность совершения вост. католиками
тех чинопоследований Божественной
литургии, где освятительный эпиклесис
следовал за тайноустановительными
словами (при этом делались разные попытки
интерпретировать его в свете катол.
учения об О.д.), но время от времени Апост.
Престол предпринимал (с переменным
успехом) попытки редактирования
использовавшихся на Востоке анафор.
Несмотря на то что и среди католиков, и
среди православных в последние века
были богословы и литургисты, отдававшие
должное противоположной точке зрения,
доминирующие позиции у обеих сторон
остаются прежними. Ярким примером этой
полемики с правосл. стороны представляется
исследование архим. Киприана (Керна),
которое, при всей ценности приводимого
в нем ист. материала, в своем стремлении
доказать изначальное существование в
Церкви освятительного эпиклесиса
оборачивается тенденциозностью, с
произвольным отбором и не всегда точным
толкованием источников. В то же время
А. Шмеман подчеркнул целостность таинства
Евхаристии неотделимостью О.д. от всех
частей Божественной литургии.
В последние десятилетия
в Католической Церкви при сохранении
основ утвердившейся в прошлом доктрины
наметился более широкий взгляд на данную
проблему, чему во многом способствовал
отход от господствовавших прежде жестких
схоластических схем в рассмотрении
материи и формы таинств. В конечном
счете, о Евхаристии официально
декларируется, что «Христос становится
присутствующим в этом таинстве через
преложение (т.е. обращение) хлеба и вина
в Тело и Кровь Христа. Отцы Церкви
непоколебимо подтвердили веру Церкви
в действенность слова Христова и действия
Духа Святого для совершения этого
преложения» (ККЦ 1375; ср. ККЦ 1353). В ряде
документов оговаривается, что Церковь
имеет власть определять конкретный
облик таинств в том, что касается их
сакраментальных знаков и слов, которыми
они совершаются (ср. кан. 669 ККВЦ).
Ярким свидетельством
открытости Католической Церкви к
развитию учения об О.д. стало решение
вопроса об используемой по сей день в
Ассирийской Церкви Востока литургии
Аддая и Мария. Анафора этой литургии не
содержит тайноустановительных слов
(и, возможно, никогда их не содержала).
Вопрос о действительности таинства
Евхаристии при совершении этой литургии
встал особенно остро, когда возникла
проблема разрешения католикам халдейского
обряда в случае необходимости причащаться
в Ассир. Церкви Востока. Этот вопрос был
решен положительно (ответом Конгрегации
вероучения от 17.01.2001; ср. Руководство,
обнародованное Папским Советом по
содействию христ. единству от 20.07.2001).
Основание для такого решения было,
помимо прочего, усмотрено в том, что
тайноустановительные слова присутствуют
в анафоре Аддая и Мария не буквально, а
рассеяны по ее тексту, будучи интегрированы
в молитву благодарения, хвалы и ходатайства
и образуя т.о. «квазиповествование» об
установлении Евхаристии.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1111-1113.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.