Орган - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Орган
Орган
(лат. organum, греч.
όργανον —
орудие) — клавишно-духовой муз. инструмент.
Самые большие О. имеют до 30 тыс.
металлических и деревянных труб, неск.
ручных клавиатур — мануалов (обычно
2-4), ножную клавиатуру — педаль и множество
механизмов, скрытых внутри корпуса.
Корпус украшается в стиле соответствующей
эпохи; фасад с рядами труб называется
проспектом. Аппарат управления О. —
кафедра, которая в совр. инструментах
может располагаться отдельно от корпуса.
Исполнителю иногда помогает ассистент,
переключающий регистры и рычаги.
В эпоху
эллинизма был известен водяной О.
(гидравлос); в Византии изобретен
пневматический О. В Древнем Риме и
Византии О. использовался на пирах, в
театрах, цирках и во время императорских
церемоний. Когда О. начал применяться
при богослужениях, точно неизвестно.
Согласно свидетельству Юлиана
Толетанского, использование О. было
обычным в йен. церквях сер. V в. Папа
Виталиан официально ввел О. в церк.
службу. Способствуя введению рим.
литургии во Франкском королевстве,
Пипин Короткий установил подаренный
ему визант. имп. Константином V Копронимом
О. в храме Св. Корнелия в Компьене; в
одном из писем Папы Иоанна VIII содержится
просьба к еп. Аннону Фрейзингенскому
прислать ему хороший О. и искусного
органиста. Хотя Церковь никогда не
предписывала использование О., фактически
с IX в. оно стало общераспространенным
в Зап. Церкви. Упоминания об О. часто
встречаются в богослужебных книгах
начиная с XIII в. В XII в. возникло распределение
труб О. по регистрам; в XIII в. изобретена
ножная клавиатура. Гл. функцией О.
считалась поддержка церк. хора, однако
в XIV в. появились солировавшие
органисты-виртуозы (напр., флорентиец
Ф. Ландини).
Расцвет
европ. органного искусства пришелся на
1550-1750. Существовали как стационарные
церк. О., так и небольшие беспедальные
— позитивы, портативы (переносные),
регали (с пронзительными тембрами); они
звучали в храмах, в театрах, во время
процессий. Тип О., свойственный каждой
нац. школе, обычно определял и характер
написанной для него музыки. Для англичан
(композиторы Т. Таллис, У. Бёрд, Дж. Булл,
Г. Пёрселл) и итальянцев (А. и Дж. Габриели,
К. Меруло, Дж. Фрескобальди) характерен
тип О. с мягкими строгими тембрами, без
педали или с ограниченным ее использованием.
Для исп. стиля типичны резкие красочные
тембры, подражающие звучанию труб и др.
духовых инструментов (А. де Кабесон, X.
Кабанильес). Язычковые регистры доминируют
во франц. О. (Ф. Куперен, Л. Маршан, К.
Дакен). Сочетание разных тембровых хоров
и широкое использование педали характерны
для нидерл. и нем. О. Однако для любого
барочного О. важнее всего была его
способность четко доносить до слушателей
полифоническую фактуру; игра красок
считалась лишь дополнительным
выразительным средством. Органные
исполнительские и композиторские школы
создали в XVII в. Я.П. Свелинк (Амстердам)
и П. Хофхаймер (Зальцбург). Много великих
органистов дала Германия — С. Шейдт,
И.Я. Фробергер, Я.А. Рейнкен, И. Пахельбель,
Д. Букстехуде. Виртуозным органистом
был Г.Ф. Гендель. Вершина европ. органной
музыки — творчество И.С. Баха.
После 1750
органное искусство несколько вышло из
моды. Романтики XIX в. вновь заинтересовались
О. и создали для него новый сольный
репертуар (Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф.
Лист, И. Брамс, С. Франк, К. Сен-Санс, М.
Регер). Как органист-импровизатор
славился А. Брукнер, работавший в австр.
монастыре Св. Флориана.
В XX в. О. снова
занял видное место в европ, муз. культуре.
Произошло возрождение барочного
репертуара и исполнительской традиции.
Для О. создавалась также музыка в совр.
стиле (П. Хиндемит, Б. Бриттен, А. Юнеггер).
Ряд выдающихся произведений написал
О. Мессиан, много лет работавший органистом
в парижском соборе Св. Троицы. К О.
обращались и некоторые композиторы-авангардисты
(Д. Аигети, М. Кагель, Дж. Кейдж).
В Россию О.
пришел из Византии в качестве светского
инструмента (при дворе царя Алексея
Михайловича существовали «органные
потехи»). С кон. XVII в. О. Появились в моск.
катол. и протест. храмах. После открытия
в 1860-х С.-Петербургской и Московской
консерваторий в них были организованы
классы О. Органную музыку или сочинения
с участием О. писали мн. рус. композиторы
(С.И. Танеев, Д.Д. Шостакович, Р.К. Щедрин,
С.А. Губайдулина).
И Ватиканский
собор указал, что «в латинской Церкви
следует высоко ценить орган как
традиционный музыкальный инструмент,
звуки которого способны придать дивное
великолепие церковным торжествам и
стремительно вознести души к Богу и к
небесам» (SC 120).
Л. Кириллина
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1079-1081.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|