К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Орарь
Орарь
(греч.
ώράριον,
лат.orarium)
— предмет литург. облачения в византийском
и др. вост. литург. обрядах. Термин «О.»
использовался также в Риме и некоторых
др. регионах Запада для обозначения
аналогичного предмета облачения вплоть
до IX в., когда он был окончательно вытеснен
термином стола (stola),
пришедшим
из галликанской традиции. О. и стола
обнаруживают функциональное тождество
и единое происхождение.
Этимология
слова «О.» неясна, что находит свое
отражение в различных ее объяснениях
как в Средние века, так и в Новое время.
Существует традиция возводить этот
термин к греч. ώρα
(час,
промежуток времени): беря в руку край
О., диакон указывает верующим на время
молитвы. В некоторых ср.век. визант.
толкованиях слово «О.» возводят к лат.
глаголу
оrаrе
(молиться). К числу наиболее
правдоподобных относится предположение,
что «О.» происходит от лат. os (уста)
и, соответственно, предшественницей
этого литург. предмета была какая-то
бытовая принадлежность для отирания
уст (полотенце или салфетка).
В нынешней
литург. практике визант. обряда О.
является предметом облачения иподиакона
и диакона и представляет собой длинную
и широкую ленту, сделанную из той же
материи, что и стихарь. О. носится
иподиаконом поверх стихаря крестообразно
(опоясывая его и покрывая оба его плеча),
а диаконом — на левом плече, где обычно
крепится к стихарю при помощи пуговицы.
В славяно-визант. традиции протодиаконы
и архидиаконы носят двойной О. У греков
двойной О. носят все диаконы.
В России
длина О. обычно ок. 2 м, ширина —15-20 см;
двойные О. нередко отличаются от одинарных
большей шириной. Произнося ектении,
диакон держит край О. на вытянутой правой
руке, после каждого прошения осеняя
себя крестным знамением.
Поскольку
О. и священническая
епитрахиль
изначально представляли собой один и
тот же, хотя и по-разному носимый, предмет
облачения (ср. диаконскую и священническую
столу на Западе), в Средние века при
рукоположении диакона в священники О.
возлагался ему на оба плеча и скреплялся
на груди, образуя, т.о., епитрахиль. В
некоторых поместных традициях этот
обычай сохранился до наст, времени.
В др. вост.
литург. обрядах О. также является
предметом облачения диаконов и некоторых
низших чинов клира. Имеются некоторые
отличия в ношения О. в зависимости от
сана.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1072-1073.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.