Орар\ь - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Орарь

Орарь (греч. ώράριον, лат.orarium) — предмет литург. облачения в византийском и др. вост. литург. обрядах. Термин «О.» использовался также в Риме и некоторых др. регионах Запада для обозначения аналогичного предмета облачения вплоть до IX в., когда он был окончательно вытеснен термином стола (stola), пришедшим из галликанской традиции. О. и стола обнаруживают функциональное тождество и единое происхождение.

Этимология слова «О.» неясна, что находит свое отражение в различных ее объяснениях как в Средние века, так и в Новое время. Существует традиция возводить этот термин к греч. ώρα (час, промежуток времени): беря в руку край О., диакон указывает верующим на время молитвы. В некоторых ср.век. визант. толкованиях слово «О.» возводят к лат. глаголу оrаrе (молиться). К числу наиболее правдоподобных относится предположение, что «О.» происходит от лат. os (уста) и, соответственно, предшественницей этого литург. предмета была какая-то бытовая принадлежность для отирания уст (полотенце или салфетка).

В нынешней литург. практике визант. обряда О. является предметом облачения иподиакона и диакона и представляет собой длинную и широкую ленту, сделанную из той же материи, что и стихарь. О. носится иподиаконом поверх стихаря крестообразно (опоясывая его и покрывая оба его плеча), а диаконом — на левом плече, где обычно крепится к стихарю при помощи пуговицы. В славяно-визант. традиции протодиаконы и архидиаконы носят двойной О. У греков двойной О. носят все диаконы.

В России длина О. обычно ок. 2 м, ширина —15-20 см; двойные О. нередко отличаются от одинарных большей шириной. Произнося ектении, диакон держит край О. на вытянутой правой руке, после каждого прошения осеняя себя крестным знамением.

Поскольку О. и священническая епитрахиль изначально представляли собой один и тот же, хотя и по-разному носимый, предмет облачения (ср. диаконскую и священническую столу на Западе), в Средние века при рукоположении диакона в священники О. возлагался ему на оба плеча и скреплялся на груди, образуя, т.о., епитрахиль. В некоторых поместных традициях этот обычай сохранился до наст, времени.

В др. вост. литург. обрядах О. также является предметом облачения диаконов и некоторых низших чинов клира. Имеются некоторые отличия в ношения О. в зависимости от сана.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1072-1073.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024