Омовение - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Омовение
Омовение
(евр. ???, греч.
βαπτισμός,
лат.baptismus,
lavatio)
— в некоторых литургических или
паралитургических обрядах
омытие водой тех или иных предметов или
частей тела, имеющее чаще всего
символический, но иногда также утилитарный
характер.
В ВЗ известны
многочисл. ритуалы О.; оно могло совершаться
как зримое подтверждение невиновности
или ритуальной чистоты (последнее
зачастую имело и чисто гигиеническое
значение). Очистительную функцию,
символически приравнивавшуюся к О.,
выполняло в ряде случаев окропление
жертвенной кровью. В эпоху после
Вавилонского пленения число ритуальных
О. возросло, приобретя в некоторых
направлениях иудаизма крайне
формалистические проявления. Однако в
некоторых иуд. общинах (ессеи и др.)
особые ритуалы О. совершались ежедневно
в знак стремления к чистоте жизни.
На грани
старой и новой эры появился обряд О.
(или погружения в воду) прозелитов,
присоединявшихся к народу Израиля. С
этим обрядом сравнимо совершавшееся
Иоанном Крестителем крещение, посредством
которого покаявшиеся присоединялись
к «остатку Израиля», готовому встретить
Мессию; этот обряд является прообразом
христ. таинства крещения.
О. уже в ранней
Церкви было элементом подготовки к
совершению Евхаристии. О. рук предстоятелем
упоминается уже Кириллом Иерусалимским,
объясняющим его как знак дух. чистоты.
Оно присутствует в Божественной литургии
во всех литург. традициях. В римском
обряде О. большого и указательного
пальцев обеих рук (именуется
lavabo—
по первому слову стиха Пс 26, 6, читавшегося
в этот момент до литургической реформы
XX в.) происходит во время оффертория; в
дореформенных рубриках оно предписывалось
также перед мессой, сразу после облачения.
В раннехрист.
период во мн. местностях существовал
обычай, согласно которому все христиане
совершали О. (вероятно, рук и ног) перед
участием в богослужении, ввиду чего у
входа в храм имелся источник или водоем,
рудиментом которого на Западе по сей
день является кропильница при входе в
храм.
В в.-з. Израиле
существовал обычай О. ног гостю в знак
выражения гостеприимства. Иисус, являя
пример смирения и любви, Сам омыл ноги
ученикам на Тайной вечере (Ин 13, 1-15). У
христиан в ряде регионов Запада обряд,
при котором епископ или клирики омывали
ноги готовящимся к принятию крещения,
существовал вплоть до раннего
Средневековья. Вместе с тем как на
Западе, так и на Востоке утвердился
особый обряд (впервые засвидетельствован
в Испании в кон. VII в.), совершающийся
епископом или аббатом в Великий четверг
— день, особо посвященный воспоминанию
Тайной вечери: О. ног ipedilavium)12
(или 13) клирикам, монахам или мужчинам-мирянам
(иногда предпочтение отдавалось
беднякам). В последние десятилетия обряд
О. ног в Вел. четверг перешел и в приходское
богослужение. В некоторых вост. традициях
также в этот день епископ (в Русской
Правосл. Церкви — патриарх) омывает
ноги 12 священникам.
К числу др.
видов литург. О. относится О. (ablutio)
клириками
пальцев и сосудов по окончании причащения,
известное на Западе с X или XI в. (Римский
миссал 1570
предписывал двукратное О. чаши: сперва
вином, затем вином с водой, когда омываются
и пальцы). В
некоторых традициях (напр., в византийской)
известно также О. уст вином или водой
(либо и тем и другим) сразу после
причащения.
О. алтаря в
ряде традиций (в т.ч. в римской) совершается
в Вел. Четверг.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1049-1051.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|