Обручение - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Обручение

Обручение (евр.; арам, ???, греч. μνήστευσις, лат. sponsalia) — выраженное при свидетелях взаимное обещание мужчины и женщины заключить в дальнейшем брачный союз. Будучи у различных народов гражданским актом, регулируемым обычным либо кодифицированным правом, О. у многих из них приобретает ритуальное оформление и может иметь тесную связь с культом.

С древнейших времен у ряда народов вступление в брак происходило в два этапа: первый предполагал предварительное заключение соглашения о браке в присутствии узкого круга представителей семей или кланов, второй — более публичное скрепление этого соглашения, делавшее возможными собственно супружеские отношения. Такая двухступенчатая структура вступления в брак известна как в в.-з. Израиле, так и в Греции и Риме времен античности. В Риме, в частности, сватовство и помолвка могли сопровождаться такими атрибутами, как денежный выкуп за невесту в залог верности, железное обручальное кольцо (annulus pronubus),посылавшееся женихом невесте, и др.

Практика О. сохранялась в Рим. империи и с принятием христианства; к числу элементов О. относились передача выкупа за невесту, обмен подарками и кольцами или передача кольца в залог (subarrhatio),а также некоторые традиционные жесты (поцелуй, соединение рук). Придавая серьезное значение О., Церковь, однако, всегда признавала его расторжимость, в отличие от брака.

На Западе обычаи О. фактически не получили литург. оформления (обряд обмена кольцами в чине венчания не предшествует супружескому соглашению, а следует за ним). Напротив, в византийском обряде, как и в большинстве др. вост. обрядов, помимо собственно чина венчания (греч. γάμος — «брак») существует и предшествующий ему чин, именуемый «О.» (греч. μνηστεία — «сватовство», либо αρραβών — досл. «залог»): основной его момент — вручение священником обручальных колец жениху и невесте, которые обмениваются ими. Эти два первоначально разных чина, отражающих два традиционных этапа заключения брака, со временем соединились в единое чинопоследование, в результате чего реальное О., продолжавшее существовать на практике, снова оказалось внелитургическим.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 988-989.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024