К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Обручение
Обручение
(евр.;
арам, ???,
греч.
μνήστευσις,
лат.
sponsalia) —
выраженное при свидетелях взаимное
обещание мужчины и женщины заключить
в дальнейшем брачный союз. Будучи у
различных народов гражданским актом,
регулируемым обычным либо кодифицированным
правом, О. у многих из них приобретает
ритуальное оформление и может иметь
тесную связь с культом.
С древнейших
времен у ряда народов вступление в брак
происходило в два этапа: первый предполагал
предварительное заключение соглашения
о браке в присутствии узкого круга
представителей семей или кланов, второй
— более публичное скрепление этого
соглашения, делавшее возможными
собственно супружеские отношения. Такая
двухступенчатая структура вступления
в брак известна как в в.-з. Израиле, так
и в Греции и Риме времен античности. В
Риме, в частности, сватовство и помолвка
могли сопровождаться такими атрибутами,
как денежный выкуп за невесту в залог
верности, железное обручальное кольцо
(annulus
pronubus),посылавшееся
женихом невесте, и др.
Практика О.
сохранялась в Рим. империи и с принятием
христианства; к числу элементов О.
относились передача выкупа за невесту,
обмен подарками и кольцами или передача
кольца в залог
(subarrhatio),а
также некоторые
традиционные жесты (поцелуй, соединение
рук). Придавая серьезное значение О.,
Церковь, однако, всегда признавала его
расторжимость, в отличие от брака.
На Западе
обычаи О. фактически не получили литург.
оформления (обряд обмена кольцами в
чине венчания не предшествует супружескому
соглашению, а следует за ним). Напротив,
в византийском обряде, как и в большинстве
др. вост. обрядов, помимо собственно
чина венчания (греч. γάμος —
«брак») существует и предшествующий
ему чин, именуемый «О.» (греч. μνηστεία
— «сватовство», либо αρραβών
— досл. «залог»): основной его момент
— вручение священником обручальных
колец жениху и невесте, которые
обмениваются ими. Эти два первоначально
разных чина, отражающих два традиционных
этапа заключения брака, со временем
соединились в единое чинопоследование,
в результате чего реальное О., продолжавшее
существовать на практике, снова оказалось
внелитургическим.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 988-989.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.