К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Обряд литургический
Обряд
литургический (греч. λειτουργική
τελετή, лат. ritus
liturgicus), в литургике —
совокупность внеш. особенностей христ.
богослужения, обусловленных этнокультурными
факторами, которая закрепилась в традиции
одного или нескольких (в отд. случаях
даже многих) народов.
Начиная с сер. I в.,
по мере того как христианство стало
выходить за пределы иуд. среды и
распространяться у др. народов, Церковь
в каждом регионе воспринимала многое
из культуры местных жителей. К числу
усваиваемых элементов могли относиться
язык, поэтика богослужебных текстов,
ладотональный строй мелодий, на которые
они пелись, символика, мимика и т.п.
Различия между региональными культурами
способствовали формированию разнообразных
внеш. особенностей богослужения, которые
со временем прочно закрепились в
традициях местных Церквей и стали
называться О.л. Ритуалы одних и тех же
таинств, служб суточного круга,
празднований и т.п. имели в разных О.л.
свои формы, хотя их суть и важнейшие
элементы оставались общими для всех.
Между III и VI вв.
определились неск. осн. регионов
формирования литург. традиций: на Востоке
— Иерусалим, Египет и Сирия (с ее двумя
центрами — эллинистической Антиохией
и Эдессой, в значительной степени
сохранявшей семитскую культуру), на
Западе — Рим, а также франко-исп. регион.
К сложившимся там традициям, в дальнейшем
вытеснившим или ассимилировавшим др.
местные литург. традиции, восходят
практически все имеющиеся на сей день
О.л. христ. мира.
Комплексное изучение
О.л. в их сопоставлении составляет
предмет сравнительной литургики и имеет
важное значение не только для понимания
богослужения отд. традиций, но и для
исследований в области церк. истории и
культурологии, а также для экумен.
диалога. Сравнительная литургика
обнаруживает немало сходств со
сравнительным языкознанием. Как и между
языками, между О.л. существуют генетические
связи, однако их изучение не всегда
позволяет с определенностью понять,
где мы имеем дело с близким родством, а
где — с заимствованиями из одного О.л.
в другой. Подобно тому как зачастую
существует лишь условная грань между
понятиями языка и диалекта, весьма
условным иногда оказывается и само
деление О.л.: в ряде случаев принято
говорить о различных изводах какого-либо
О.л., хотя отличия между изводами одного
О.л. нередко оказываются более
существенными, чем между двумя О.л.
Наиболее устоявшимся
в совр. литургике является деление всех
О.л., о которых сохранились некоторые
сведения, на 3 обрядовых семьи:
александрийскую, антиохийскую (или
сирийскую) и западную (последняя, впрочем,
скорее является не семьей, а обрядовой
общностью, поскольку генетическое
родство входящих в нее О.л. сомнительно);
особняком стоит иерус. обряд, который
не сохранился, хотя и оказал существенное
влияние на многие О.л. Александрийская
обрядовая семья: коптский обряд, эфиопский
обряд.
Антиохийская
обрядовая семья: западносирийская
группа (ист. центр — Антиохия), включающая
сиро-антиохийский (или [западно]сирийский)
обряд, маронитский обряд и [сиро-]
маланкарский обряд (с рядом изводов);
сиро-азийская группа (ист. центр —
Антиохия, но с влиянием Малой Азии),
включающая византийский обряд (с
многочисл. изводами) и -армянский обряд;
восточносирийская группа (ист. центр —
Эдесса), включающая халдейский (или
персидский) обряд и [сиро-]-малабарский
обряд (с рядом изводов). Западная обрядовая
общность: римский обряд (с многочисл.
изводами), амвросианский (или миланский)
обряд, а также «мертвые» О.л. —
северо-африканский обряд, кельтский
обряд, аквитанский обряд, брагский
обряд; галликанско-мозарабская группа,
включающая «мертвый» галликанский
обряд и [испано-] мозарабский (или
вестготский) обряд.
К эпохе зрелого
Средневековья сложилась тенденция к
доминированию рим. обряда на Западе, а
визант. Обряда — в Византии и странах,
культурно и политически связанных с
ней, что в конечном счете обернулось
полной унификацией О.л., соответственно,
в Католической и Правосл. Церквях. На
Западе, несмотря на давление Рима, после
XI в. продолжали сохраняться небольшие
островки др. Ο.Λ., и некоторые
из них (амвросианский, мозарабский и
брагский) в XVI в. получили законное право
на существование, хотя и претерпели
сильную романизацию.
Сам рим. обряд, при
всех тенденциях к его унификации, не
был однороден; существовавшие его
разновидности также называли О.л. (хотя
фактически они являются изводами),
которые имели региональный характер
(лионский, солсберийский и др. обряды)
или были обусловлены богослужебной
практикой различных монаш. орденов и
конгрегаций (картузианский, премонстратский,
доминиканский и др. обряды). Отд.
региональные особенности рим. обряда
сформировались в Церквях и церк. общинах,
возникших в результате Реформации и
дальнейшего развития протестантизма;
некоторые из них в той или иной степени
сохранили рим. обряд в своем богослужении.
Наиболее близким к католическому
остается богослужение англикан («Высокой
Церкви»), основывавшихся на солсберийском
изводе, и старокатоликов; несколько
сильнее отличается богослужение лютеран.
Однако и в самой Католической Церкви
богослужение рим. обряда после
литургической реформы 2-й пол. XX в.
существенно отличается от дореформенного,
которое, тем не менее, на основании
индульта 1984 продолжает использоваться
в Католической Церкви.
Визант. обряд тоже
обнаруживает неоднородность. В ходе
ист. развития мн. его элементы претерпели
эволюцию и варьируются в зависимости
от нац. культуры и от доминировавшего
в конкретном регионе монаш. устава:
студийского — на Ближнем Востоке и
Балканах, иерусалимского — на Руси.
Ярким примером «разветвления» визант.
обряда могут служить и отличия в России
богослужения у православных, принявших
никоновскую реформу, и старообрядцев
(особое место принадлежит богослужению
беспоповцев). Помимо этого, в разных
Католических Церквях визант. обряда, а
также др. вост. обрядов обнаруживаются
отличия от культурно гомогенных им
Православных и Древних Вост. Церквей.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 989-991.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.