Обряд литургический - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Обряд литургический

Обряд литургический (греч. λειτουργική τελετή, лат. ritus liturgicus), в литургике — совокупность внеш. особенностей христ. богослужения, обусловленных этнокультурными факторами, которая закрепилась в традиции одного или нескольких (в отд. случаях даже многих) народов.

Начиная с сер. I в., по мере того как христианство стало выходить за пределы иуд. среды и распространяться у др. народов, Церковь в каждом регионе воспринимала многое из культуры местных жителей. К числу усваиваемых элементов могли относиться язык, поэтика богослужебных текстов, ладотональный строй мелодий, на которые они пелись, символика, мимика и т.п. Различия между региональными культурами способствовали формированию разнообразных внеш. особенностей богослужения, которые со временем прочно закрепились в традициях местных Церквей и стали называться О.л. Ритуалы одних и тех же таинств, служб суточного круга, празднований и т.п. имели в разных О.л. свои формы, хотя их суть и важнейшие элементы оставались общими для всех.

Между III и VI вв. определились неск. осн. регионов формирования литург. традиций: на Востоке — Иерусалим, Египет и Сирия (с ее двумя центрами — эллинистической Антиохией и Эдессой, в значительной степени сохранявшей семитскую культуру), на Западе — Рим, а также франко-исп. регион. К сложившимся там традициям, в дальнейшем вытеснившим или ассимилировавшим др. местные литург. традиции, восходят практически все имеющиеся на сей день О.л. христ. мира.

Комплексное изучение О.л. в их сопоставлении составляет предмет сравнительной литургики и имеет важное значение не только для понимания богослужения отд. традиций, но и для исследований в области церк. истории и культурологии, а также для экумен. диалога. Сравнительная литургика обнаруживает немало сходств со сравнительным языкознанием. Как и между языками, между О.л. существуют генетические связи, однако их изучение не всегда позволяет с определенностью понять, где мы имеем дело с близким родством, а где — с заимствованиями из одного О.л. в другой. Подобно тому как зачастую существует лишь условная грань между понятиями языка и диалекта, весьма условным иногда оказывается и само деление О.л.: в ряде случаев принято говорить о различных изводах какого-либо О.л., хотя отличия между изводами одного О.л. нередко оказываются более существенными, чем между двумя О.л.

Наиболее устоявшимся в совр. литургике является деление всех О.л., о которых сохранились некоторые сведения, на 3 обрядовых семьи: александрийскую, антиохийскую (или сирийскую) и западную (последняя, впрочем, скорее является не семьей, а обрядовой общностью, поскольку генетическое родство входящих в нее О.л. сомнительно); особняком стоит иерус. обряд, который не сохранился, хотя и оказал существенное влияние на многие О.л. Александрийская обрядовая семья: коптский обряд, эфиопский обряд.

Антиохийская обрядовая семья: западносирийская группа (ист. центр — Антиохия), включающая сиро-антиохийский (или [западно]сирийский) обряд, маронитский обряд и [сиро-] маланкарский обряд (с рядом изводов); сиро-азийская группа (ист. центр — Антиохия, но с влиянием Малой Азии), включающая византийский обряд (с многочисл. изводами) и -армянский обряд; восточносирийская группа (ист. центр — Эдесса), включающая халдейский (или персидский) обряд и [сиро-]-малабарский обряд (с рядом изводов). Западная обрядовая общность: римский обряд (с многочисл. изводами), амвросианский (или миланский) обряд, а также «мертвые» О.л. — северо-африканский обряд, кельтский обряд, аквитанский обряд, брагский обряд; галликанско-мозарабская группа, включающая «мертвый» галликанский обряд и [испано-] мозарабский (или вестготский) обряд.

К эпохе зрелого Средневековья сложилась тенденция к доминированию рим. обряда на Западе, а визант. Обряда — в Византии и странах, культурно и политически связанных с ней, что в конечном счете обернулось полной унификацией О.л., соответственно, в Католической и Правосл. Церквях. На Западе, несмотря на давление Рима, после XI в. продолжали сохраняться небольшие островки др. Ο.Λ., и некоторые из них (амвросианский, мозарабский и брагский) в XVI в. получили законное право на существование, хотя и претерпели сильную романизацию.

Сам рим. обряд, при всех тенденциях к его унификации, не был однороден; существовавшие его разновидности также называли О.л. (хотя фактически они являются изводами), которые имели региональный характер (лионский, солсберийский и др. обряды) или были обусловлены богослужебной практикой различных монаш. орденов и конгрегаций (картузианский, премонстратский, доминиканский и др. обряды). Отд. региональные особенности рим. обряда сформировались в Церквях и церк. общинах, возникших в результате Реформации и дальнейшего развития протестантизма; некоторые из них в той или иной степени сохранили рим. обряд в своем богослужении. Наиболее близким к католическому остается богослужение англикан («Высокой Церкви»), основывавшихся на солсберийском изводе, и старокатоликов; несколько сильнее отличается богослужение лютеран. Однако и в самой Католической Церкви богослужение рим. обряда после литургической реформы 2-й пол. XX в. существенно отличается от дореформенного, которое, тем не менее, на основании индульта 1984 продолжает использоваться в Католической Церкви.

Визант. обряд тоже обнаруживает неоднородность. В ходе ист. развития мн. его элементы претерпели эволюцию и варьируются в зависимости от нац. культуры и от доминировавшего в конкретном регионе монаш. устава: студийского — на Ближнем Востоке и Балканах, иерусалимского — на Руси. Ярким примером «разветвления» визант. обряда могут служить и отличия в России богослужения у православных, принявших никоновскую реформу, и старообрядцев (особое место принадлежит богослужению беспоповцев). Помимо этого, в разных Католических Церквях визант. обряда, а также др. вост. обрядов обнаруживаются отличия от культурно гомогенных им Православных и Древних Вост. Церквей.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 989-991.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 29 Марта
    Feria VI. prime hebdomade. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 11026
    Сессий: 22
    Сейчас на сайте: 7





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024