Облачения литургические - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Облачения литургические

Облачения литургические — специальные одеяния, которые носят при совершении богослужения (а также паралитургических обрядов) священно- и церковнослужители соответственно их чину и характеру конкретного священнодействия.

Несмотря на то что в.-з. священством использовались определенные облачения (ср. Исх 39 и др.), традиционные представления о в.-з. корнях О.л., по-видимому, лишены оснований. Сравнение облачений священников Иерус. храма с христианскими показывает отсутствие между ними прямой преемственности.

Вероятно, О.л. восходят к некоторым элементам гражданской одежды эпохи становления христианства. В пользу светского происхождения О.л. свидетельствуют названия некоторых из них: так, плувиал в Рим. империи обозначал дождевой плащ, альба — белое платье (мужское или женское), манипул — платок для отирания рук и лица, стола — вообще любое одеяние и т.п.

По-видимому, в первые века клирики просто стремились использовать при совершении богослужений наиболее парадные из своих одежд. Возможно, однако, что некоторые знаки отличия клириков появились уже в доконстантиновский период (в частности, стола, а также епископский паллий).

Обособление собственно О.л. происходило между IV и IX вв. В этот же период появился обычай освящать О.л.

По-видимому, оформление осн. видов О.л. произошло в Византии раньше, чем в Зап. Европе, и в известной мере визант. образцы служили для Запада примером. К X в. сложился набор О.л., во многом единый для Востока и Запада и более или менее одинаковый для всех степеней священства, а также для некоторых низших чинов клира: это длинное белое одеяние типа туники (альба — на Западе, подризник — на Востоке, где у диаконов он впоследствии трансформировался в стихарь), подвязанное поясом, и надеваемая поверх этого одеяния риза, представляющая собой накидку с вырезом для головы (на Западе — казула, или планета; в Центр, и Вост. Европе за ней позже закрепилось название юрнат; в Византии — фелонь, или просто риза), которые дополняются длинной лентой, носимой диаконами и священниками по-разному (стола — на Западе, орарь — на Востоке, где священники носят его, скрепив два его конца: такая модификация приобрела название епитрахиль).

В X-XIII вв. на Западе в О.л. произошли некоторые изменения. Альбу в некоторых случаях заменил ее укороченный вариант - комжа (superpelliceum). Риза стала осн. облачением для совершения мессы; капа (плувиал) сменила ризу на др. службах. Риза перестала использоваться аколитами и субдиаконами; отличительным облачением последних стала туника. Тогда же к отличительным элементам облачения епископов добавились митра, перчатки, калиги и сандалии. В тот же период на Востоке архиерейские О.л. стали более пышными и усложненными: к ним добавился саккос, который прежде был исключительно патриаршим облачением, а также ромбический набедренный плат (у греков именующийся набедренником, в слав, традиции — палицей); несколько позже к ним добавилась митра.

К кон. XIII в. на Западе и на Востоке сложился осн. набор О.л. В римском обряде облачением субдиакона стали амикт, альба, пояс, манипул и далматика; диакон, помимо этого, носил столу (диаконского образца); О.л. священника были амикт, альба, пояс, манипул, стола, риза, а на некоторых священнодействиях — капа; епископы носили также тунику, далматику, калиги, сандалии, перчатки и митру (правящие архиепископы — еще и паллий), а Папа, помимо этого, — субцинкторий (подпоясник) и фанон. Комжа оставалась облачением министрантов и малых чинов клира, а в ряде ситуаций ее носили и клирики всех старших степеней (у епископов и прелатов ее могла заменять сходная с ней рокетта). Иногда (напр., при евхарист. процессиях) использовался гумерал.

В визант. обряде алтарники, чтецы, иподиаконы и диаконы носят стихарь; у иподиакона и диакона к нему добавляется орарь, а у диакона также поручи (в качестве наград диаконы могут носить 2-й орарь и камилавку); О.л. священника — подризник, поручи, епитрахиль, пояс и фелонь, а в некоторых из поместных Церквей к ним добавляется наперсный крест, изначально 8-конечный; О.л. архиерея — подризник, поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (в некоторых поместных Церквях вместо саккоса используется фелонь), омофор, панагия, крест и митра. В полном облачении архиереи и священники совершают только Божественную литургию, а также некоторые часовые службы Страстной и Светлой седмиц.

В зап. литург. обрядах О.л. были со временем полностью унифицированы в соответствии с рим. обрядом. Во всех вост. обрядах осн. виды О.л. сходны с византийскими, но в отд. традициях есть некоторые собственные элементы.

С эпохи зрелого Средневековья О.л. стали наделяться символическим смыслом, многообразие и противоречивость толкований которого свидетельствуют о его позднем происхождении. Символизм О.л. нашел отражение в молитвах, произносимых священнослужителями в тот момент, когда они надевают на себя каждый из предметов облачения.

После XIII в. почти не появлялись новые виды О.л., но увеличивалось многообразие их внеш. особенностей. На Западе постепенно сложилось неск. стилей, среди которых выделяются романский и готический (терминология поздняя и условная). Первому свойственны более укороченные облачения, с прямыми и угловатыми контурами, из жесткой ткани (зачастую клеевой); второму — длинные, из мягкой, свободно ниспадающей ткани, оставляющие больше простора для движений. Романский стиль сделался господствующим в Новое время. В XX в. деятели литургического движения выступали за возрождение готического стиля ввиду его большей древности и, с др. стороны, практического удобства. В ходе литургической реформы он стал преобладающим.

Результатом реформы явилось уменьшение набора О.л. (в целях большего приближения внеш. выражения литургии к раннехрист. простоте): манипул был вначале объявлен необязательным, а позже вовсе выведен из употребления; особенно упростилось облачение епископов, которое стало отличаться от священнического только наличием митры, а также паллия у правящих архиепископов. Были упразднены и молитвы, произносимые клириками при облачении.

Уже с позднего Средневековья в Католической Церкви лат. обряда цвет столы и ризы, а также ряда д.р. О.л. регулируется литург. предписаниями. Цвета варьируются в зависимости от характера богослужения и времени церк. года. Так, белый цвет предписывается в Рождественское и Пасхальное время, в праздники в честь Господа и Богородицы и в некоторые др. дни года, а также используется при совершении торжественных обрядов; красный — в Пятидесятницу, на богослужениях в честь Св. Духа, в дни воспоминания Страстей Христовых и памяти мучеников; фиолетовый — в дни скорби и покаяния (т.е. на заупокойных богослужениях и в дни Адвента и Вел. поста); зеленый — в рядовое время года; розовый цвет может употребляться по желанию в 3-е воскресенье Адвента и 4-е воскресенье Вел. поста. Черный цвет О.л., использовавшийся до недавнего времени на заупокойных богослужениях и в Страстную пятницу, в последние десятилетия является факультативным и может использоваться только на заупокойных богослужениях.

В большинстве вост. традиций отсутствуют жесткие предписания касательно цвета О.л., а его выбор диктуется обычаем. Вост. литург. обрядам свойственен более ограниченный набор цветов. Так, у греков используется в осн. красный цвет и, для более торжественных случаев, белый. Исключение составляет традиция рус. православия с ее богатым цветовым разнообразием (красный — на Пасху и в дни памяти мучеников; золотой или желтый — в большинство Господских праздников, в воскресные дни и в празднования в честь апостолов и святителей; белый — в Богоявление, в празднования в честь ангелов, на торжественных обрядах, но и на заупокойных богослужениях; голубой — в Богородичные праздники, хотя может фигурировать и белый; темно-красный или фиолетовый — в празднования в честь Креста; фиолетовый может применяться также в воскресенья Вел. поста и подготовительных к нему недель; зеленый — в Вербное воскресенье, Пятидесятницу и день Св. Духа, а также в празднования в честь преподобных; черный — в будни Вел. поста).

Для протест. Церквей и церк. общин характерна тенденция к упрощению О.л. (вплоть до полного отказа от них); только в некоторых направлениях протестантизма О.л. сохранены в том виде и составе, который предшествовал Реформации.

Помимо собственно О.л., надеваемых служителями для священнодействий, существуют также различные текстильные элементы храмового убранства, среди которых наиболее важное место принадлежит алтарным облачениям — тканям, покрывающим поверхность алтаря. На Западе передняя часть поверхности алтаря традиционно накрывалась тремя белыми алтарными покровами (два нижних могли быть одной полосой ткани, сложенной вдвое). На самом алтаре и позади него могли фигурировать и др. ткани (в частности, занавески на дарохранительнице), цвет которых должен был соответствовать предписанному для О.л. После реформы обязателен только один алтарный покров, постилаемый на всю поверхность алтаря. При совершении мессы евхарист. сосуды ставятся на специальный белый плат — корпорал.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 969-972.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 13 Октября
    Hieronymi Presbyteri et Confessoris

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 20897
    Сессий: 12
    Сейчас на сайте: 21





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024