К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Облачения духовенства и монашествующих
Многочисл. свидетельства
письменных памятников и материальной
культуры позволяют считать, что в первые
века христианства одеяния клириков не
отличались от светской одежды. Обособление
О.д. и м. произошло между IV и IX вв. Одной
из гл. причин было изменение в тот период
гражданской одежды: в миру мужчины
постепенно переставали носить длинные
туники и мантии, которые продолжали
использоваться духовенством и
монашествующими. Дальнейшее развитие
О.д. и м. наглядно демонстрирует, что
основные их разновидности восходят
именно к тунике и мантии, а мн. виды
головных уборов происходят от обычного
капюшона (который в ряде традиций
сохраняется и в чистом виде).
Первое документально
засвидетельствованное требование,
чтобы духовенство носило «одежду до
пят» (vestis talaris), было выдвинуто
Брагским собором (572). Папа Иоанн VIII (ок.
875) привел в пример обычай рим. духовенства
носить длинные туники. На Востоке О.Д.
и м. обособлялись от светских медленнее
ввиду меньшего влияние стиля герм,
народов, от которых пошла мода на короткие
мужские одежды. Однако Трулльский собор
(692) под угрозой церк. наказания предписал
клирикам носить одежду, соответствующую
их дух. Статусу.
На Западе с VIII в.
начали появляться запреты на ношение
духовенством дорогих, ярких и вычурных
одежд. IV Латеранский собор (1215) потребовал,
чтобы одежда клириков не была открытой
спереди и вычурно короткой; запрещались
яркие цвета и украшающие элементы.
Несколько позже в дополнение к клерикальной
рясе (habitus clericalis) предписывается
закрытая капа (саpа clausa)
— наплечная накидка; первая в
дальнейшем закрепилась в традиции в
форме сутаны, вторая сохранилась в виде
разного рода накидок поверх сутаны
епископов и почетных прелатов — длинной
великой капы, а также пелерин (модзетта,
мантеллет [т] а). Важным элементом одеяний
клириков стал широкий пояс. В позднем
Средневековье возросло многообразие
головных уборов духовенства: широкополая
шляпа, биретга (4-угольная шапка у
священников и епископов, кроме Папы
Римского), дзуккетто (круглая шапочка
с хохолком у прелатов и епископов) и др.
Цвета одеяний и их отд. элементов
варьировались в зависимости от
иерархического положения.
Дополнительными
элементами облачения епископов и
некоторых прелатов являются наперсный
крест и перстень.
Постановление Папы
Сикста V от 1589 предписывало всем клирикам
(включая малые чины) носить одея ние
до пят; эдикт Папы Урбана VIII (от 1624) доба*
вил требование, чтобы сутана была
подвязана поясом и чтобы носимая поверх
нее одежда была долгополой а под ней —
темной и скромной. Однако уже в χιχ
в' в некоторых странах появились
изменения: клирикам разрешалось добавлять
к светской одежде римский воротник
(колоратку), по виду сходный с воротником
сутаны. Ко 2-й пол. XX в. такой тип повседневной
одежды стал у духовенства Католической
Церкви преобладающим. По ККЦ 1983, «клирикам
следует носить подобающее церковное
одеяние согласно нормам, изданным
Конференцией епископов» (кан. 284).
Все монаш. ордена,
возникшие в Средние века, имеют собственные
разновидности монаш. облачения, которое
обычно включает рясу типа туники (хабит),
пояс, скапулярий, капюшон у мужчин и
покров у женщин. Мн. монаш. ин-ты,
возникавшие в последующие века, не
включали в принятое в них облачение
скапулярий и капюшон, а некоторые
принимали облачение епарх. клира (напр.,
мариане, облаты). В каждом из институтов
посвященной Богу жизни облачения
отличаются по форме, покрою, цвету и др.
особенностям. Есть также ин-ты, не имеющие
специальных монаш. облачений, члены
которых носят гражданскую одежду.
II Ватиканский собор
указал, что «монашеское одеяние, будучи
знаком посвящения, должно быть простым
и скромным. Кроме того, оно должно
отвечать требованиям гигиены и условиям
времени и места, а также быть приспособленным
к потребностям апостольства. Одеяние,
не соответствующее этим нормам — как
мужское, так и женское, — следует
изменить» (РС 17). Согласно ККЦ 1983,
«монашествующим следует носить одеяние
института, изготовленное по нормам
собственного права, в знак своего
посвящения и во свидетельство бедности»
(кан. 669 § 1); «монашествующим клирикам
того института, который не имеет
собственного одеяния, следует носить
одежды клириков по норме канона 284»
(кан. 669 § 2).
На Востоке О.д. и м.
в каждой из традиций имеют собственные
особенности. В визант. традиции облачением
всех клириков является подрясник, у
всех степеней священства к нему
добавляется ряса; в некоторых поместных
Церквях священник носит вне богослужения
наперсный крест, а архиерей также
панагию. Облачением рясофорных монахов
и монахинь являются ряса и камилавка;
в малой схиме к этому добавляются хитон,
парамант, пояс, мантия и клобук; в великой
схиме — аналав, а клобук сменяется
куколем. Мантия и клобук архиереев
отличаются по виду. Все клирики и монахи
могут носить черную скуфью.
Специальные О.д. и
м., используемые во время богослужений,
рассматриваются в ст. Облачения
литургические.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 967-969.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.