К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Ноктурны
Ноктурны
(лат. nocturnus —
ночной) — в рим. литург. традиции важный
структурный элемент ночного оффиция,
или утрени (лат. matutinum),
получивший повсеместное
распространение на Западе с VIII в.
Утреня с Н.,
следующими друг за другом после общей
вступительной части, первоначально
совершалась ночью, впоследствии ее
стали служить либо накануне вечером,
либо утром следующего дня.
Утреня
состояла в зависимости от ранга
празднования из трех или одного Н. Каждый
Н. состоял из псалмов и чтений, окруженных
антифонами и респонсориями (разными в
различных Н.). Псалмы сопровождались
антифонами, а следующие за ними чтения
— респонсориями. Конкретный выбор
псалмов и их количество в разное время
и в разных регионах были различными.
После литург. реформы Тридентского
собора в рим. утрене каждый из трех Н.
содержал 3 псалма со своими антифонами.
Псалмы с
антифонами отделялись от последующих
чтений кратким стихом, или версикулом
(versiculum), вполголоса читаемой
священником молитвой Paternoster
(Отче наш) с разрешительной молитвой
(absolutio) Ехаudi,
Domine... (Услышь, Господи...), особой для
каждого Н. молитвой, предваряющей чтения,
испрошением благословения Iube
domne benedicere. Amen (Повели, владыко,
благословить. Аминь).
Затем следовали
чтения, предваряемые особым для каждого
из них благословением, со своими
респонсориями. Количество и вид чтений,
в отличие от псалмов, в рим. утрене с
тремя Н. были стабильными — 3 чтения для
каждого Н. (со своими 3 респонсориями).
Тексты чтений для первого Н. были
заимствованы из ВЗ, для второго — из
Житий святых, для третьего — из НЗ.
Некоторые чтения, особенно в дни гл.
праздников, снабжались тропами, а их
довольно развитая мелодика выходила
за пределы простых тонов чтений.
Респонсории по смыслу были связаны с
предшествующими им чтениями, даже если
их текстовый источник был иным, и
представляли собой размышление над
прочитанным.
За 3-м Η.
следовал заключительный в утрене
раздел, в который по особо торжественным
дням входил гимн Те Deum. После
реформы Тридентского собора этот гимн
стал заменять собой последний респонсорий.
Утреня с
одним Н. имела 9 псалмов и 3 чтения (с
соответствующим количеством антифонов
и респонсориев). На Пасху и Пятидесятницу
был предназначен единственный Н. с 3
псалмами и 3 чтениями.
Монастырские
утрени, характерные для бенедиктинского,
цистерцианского и картузианского
богослужений, отличались от римской по
составу и организации Н. Двойные праздники
включали, как и римские, 3 Н., но в двух
первых содержалось по 6 псалмов и по 4
чтения, а в 3-й Н. входили 3 в.-з. кантика
(canticus) и 4 чтения. Монастырский
ночной оффиций будних дней охватывал
два Н., в каждом по 6 псалмов; после 1-го
Н. зимой читались 3 чтения, а летом — 1
чтение.
После II
Ватиканского собора произошли изменения
в структуре различных богослужений,
ночной оффиций с 1971 был трансформирован
в час чтения (officium lectionis), который
может присоединяться к любому часу.
Предначинание (invitatorium) в
его вступительном разделе теперь звучит
с псалмом 95 только по праздникам и в
первую неделю 4-недельного цикла чтения
Псалтири; во 2-ю, 3-ю и 4-ю недели используются
соответственно псалмы 100, 24 и 67. Officium
lectionis не делится на Н. и состоит из
3 псалмов с 3 антифонами и 2 чтений с 2
респонсориями. Гимн Те Deum в
наст, время исполняется только по особому
предписанию.
Ю. Москва
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 921-922.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.