Невмы - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Невмы

Невмы (от греч. νεΰμα — «знак») — знаки музыкальной нотации, используемые для записи ср. век. одноголосного литург. пения (хорала). Первые дошедшие до наст. времени рукописи, снабженные Н., относятся к IX в.

Каждая Н. обозначает единичный звук или группу из 2-4 (либо более) звуков, приходящихся на один слог словесного текста. Само начертание Н. указывает на направление мелодического движения внутри нее и на способ исполнения.

Вероятно, Н. ведут свое происхождение от знаков, использовавшихся в словесных текстах: точка для показа единичного звука; острое и тупое ударения (accentus аcutus, accentus gravis)для обозначения, соответственно, звуков высоких (virga) и низких (tractulus), а также модификации акцентов (в Н. clivis, pes, porrectus, torculus, climacus, scandicusи др.); знаки сокращения для передачи легких акцентов Н. при повторении звуков (stropha, trigon, bivirga и др.); знаки стяжения для звуков, связанных с соседними (oriscusкак самостоятельный знак и как составная часть знаков pressus, virga strata, salicus, pes quassus);вопросительный знак для восходящей интонации (quilisma). Вероятно, изначально Н. представляли собой запись дирижерских жестов при исполнении хорала.

С самого начала графика Н. имела региональные отличия, сохранявшиеся и в более позднее время. Особым богатством Н. отличалась т.н. санкт-галленская нотация (бенедикт. мон. Санкт-Галлен в Швейцарии).

История развития Н. складывается из неск. этапов. Первые невменные рукописи отличались разнообразием конфигураций одних и тех же Н., что, вероятно, выражало различие в способе их исполнения (так, напр., двузвучная Н. pesмогла быть записана либо «остро», двумя штрихами под острым углом, либо «округло», с плавным переходом от одного штриха к другому). Кроме того, характер мелодического движения, ритмические оттенки и тонкости вокальной техники могли быть переданы с помощью дополнительно вводимых лат. букв, значение которых указал Ноткер Заика: s (sursum — вверх), α (altius — выше), l (levate поднимите) — восхождение мелодии; е (aequaliter — ровно) — повторение высоты предыдущего звука; i (inferius — ниже), d (deprimatur да опустится) — мелодическое нисхождение; t (tenete задержите), x(exspectate — подождите) — замедление; с (celeriter — быстро) — ускорение; f (fremitus — рычание, frangor — разбиваюсь), g (guttur — гортань), к (clamor, clangor — крик) и т.д. Альтернативно по отношению к буквам t, xприменялась эписема |эпизема) — горизонтальная черточка, приписываемая ко всей Н. или к ее части. Эти древние Н., столь досконально передававшие артикуляционные и ритмические особенности исполнения, не имели точной графической градации высотных позиций, т.к. Н. записывались в строку (адиастематическая нотация). Позднее, когда Н. стали располагать чуть выше или ниже относительно друг друга, общая мелодическая линия стала более определенной, однако по- прежнему неясными в записи оставались конкретные интервалы (расстояния) между отд. звуками; певцы должны были знать эти интервалы на память.

Следующим важным этапом в развитии муз. нотации стало введение Гвидо д'Ареццо в XI в. линий, на которых и между которыми располагались Н.; снабжение нотоносцев ключами (F и с) или выделение соответствующих позиций цветом давало точку отсчета для определения всех прочих высот, которые, т.о., стали легко читаемыми. Однако одновременно с этим новшеством из записи исчезли мн. артикуляционно-ритмические обозначения.

В сер. XII в. на терр. совр. Франции появилась т.н. квадратная нотация (nota quadrata,или nota rотапа), в которой все древние Н. переданы посредством соединенных тонкими линиями квадратов (или ромбов), обозначающих отд. звуки. Эта нотация предельно ясно выявила конкретную высотную линию мелодии и в то же время окончательно уничтожила способы передачи исполнительских оттенков. Именно эта нотация со стилизованными Н. на линиях распространилась в Европе (гл. обр. по романским странам, на запад и на юг от Франции), заменив собою все древние невменные региональные разновидности, а впоследствии обрела статус общепринятой в хоральных изданиях после I Ватиканского собора.

В XIV-XV вв. на терр. Германии сложился готический тип нотации, или Hufnagelschrift(«подковный гвоздь») — не считая внеш. отличий (ромб, а не квадрат в качестве осн. элемента), по сути аналогичный квадратной нотации. Готическая нотация имела хождение в Центр, и Вост. Европе.

Изучению Н. положили начало исследования бенедикт. монахов из Солемского аббатства, начатые во 2-й пол. XIX в. в целях подготовки новых хоральных . изданий (появились на рубеже XIX-XX вв.). Новым крупным шагом в исследовании Н. в XX в. стали труды монаха Солемского аббатства Эжена Кардина, создавшего целое направление григорианики, названное самим Кардином в одноименной основополагающей работе григорианской семиологией (1968). Кардин описывает поочередно Ц, исследуя различные способы их написания и контексты, в которых они выступают. Сравнение контекстов позволило установить определенную роль для каждого обозначения, связанную с ритмическими и выразительными нюансами. При этом Кардин вскрыл несовершенства хоральных изданий после I Ватиканского собора, подверг критике исполнительскую практику «старого Солема» (1-я пол. XX в.) как cantus planus («ровное пение» — с точки зрения ритма и артикуляции) и выступил в решительной оппозиции к мензуралистским теориям, придающим Н. определенные ритмические значения. Все последующие исследования Н. так или иначе учитывают достижения Кардина.

Ю. Москва

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 758-761.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024