Невмы - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Невмы

Невмы (от греч. νεΰμα — «знак») — знаки музыкальной нотации, используемые для записи ср. век. одноголосного литург. пения (хорала). Первые дошедшие до наст. времени рукописи, снабженные Н., относятся к IX в.

Каждая Н. обозначает единичный звук или группу из 2-4 (либо более) звуков, приходящихся на один слог словесного текста. Само начертание Н. указывает на направление мелодического движения внутри нее и на способ исполнения.

Вероятно, Н. ведут свое происхождение от знаков, использовавшихся в словесных текстах: точка для показа единичного звука; острое и тупое ударения (accentus аcutus, accentus gravis)для обозначения, соответственно, звуков высоких (virga) и низких (tractulus), а также модификации акцентов (в Н. clivis, pes, porrectus, torculus, climacus, scandicusи др.); знаки сокращения для передачи легких акцентов Н. при повторении звуков (stropha, trigon, bivirga и др.); знаки стяжения для звуков, связанных с соседними (oriscusкак самостоятельный знак и как составная часть знаков pressus, virga strata, salicus, pes quassus);вопросительный знак для восходящей интонации (quilisma). Вероятно, изначально Н. представляли собой запись дирижерских жестов при исполнении хорала.

С самого начала графика Н. имела региональные отличия, сохранявшиеся и в более позднее время. Особым богатством Н. отличалась т.н. санкт-галленская нотация (бенедикт. мон. Санкт-Галлен в Швейцарии).

История развития Н. складывается из неск. этапов. Первые невменные рукописи отличались разнообразием конфигураций одних и тех же Н., что, вероятно, выражало различие в способе их исполнения (так, напр., двузвучная Н. pesмогла быть записана либо «остро», двумя штрихами под острым углом, либо «округло», с плавным переходом от одного штриха к другому). Кроме того, характер мелодического движения, ритмические оттенки и тонкости вокальной техники могли быть переданы с помощью дополнительно вводимых лат. букв, значение которых указал Ноткер Заика: s (sursum — вверх), α (altius — выше), l (levate поднимите) — восхождение мелодии; е (aequaliter — ровно) — повторение высоты предыдущего звука; i (inferius — ниже), d (deprimatur да опустится) — мелодическое нисхождение; t (tenete задержите), x(exspectate — подождите) — замедление; с (celeriter — быстро) — ускорение; f (fremitus — рычание, frangor — разбиваюсь), g (guttur — гортань), к (clamor, clangor — крик) и т.д. Альтернативно по отношению к буквам t, xприменялась эписема |эпизема) — горизонтальная черточка, приписываемая ко всей Н. или к ее части. Эти древние Н., столь досконально передававшие артикуляционные и ритмические особенности исполнения, не имели точной графической градации высотных позиций, т.к. Н. записывались в строку (адиастематическая нотация). Позднее, когда Н. стали располагать чуть выше или ниже относительно друг друга, общая мелодическая линия стала более определенной, однако по- прежнему неясными в записи оставались конкретные интервалы (расстояния) между отд. звуками; певцы должны были знать эти интервалы на память.

Следующим важным этапом в развитии муз. нотации стало введение Гвидо д'Ареццо в XI в. линий, на которых и между которыми располагались Н.; снабжение нотоносцев ключами (F и с) или выделение соответствующих позиций цветом давало точку отсчета для определения всех прочих высот, которые, т.о., стали легко читаемыми. Однако одновременно с этим новшеством из записи исчезли мн. артикуляционно-ритмические обозначения.

В сер. XII в. на терр. совр. Франции появилась т.н. квадратная нотация (nota quadrata,или nota rотапа), в которой все древние Н. переданы посредством соединенных тонкими линиями квадратов (или ромбов), обозначающих отд. звуки. Эта нотация предельно ясно выявила конкретную высотную линию мелодии и в то же время окончательно уничтожила способы передачи исполнительских оттенков. Именно эта нотация со стилизованными Н. на линиях распространилась в Европе (гл. обр. по романским странам, на запад и на юг от Франции), заменив собою все древние невменные региональные разновидности, а впоследствии обрела статус общепринятой в хоральных изданиях после I Ватиканского собора.

В XIV-XV вв. на терр. Германии сложился готический тип нотации, или Hufnagelschrift(«подковный гвоздь») — не считая внеш. отличий (ромб, а не квадрат в качестве осн. элемента), по сути аналогичный квадратной нотации. Готическая нотация имела хождение в Центр, и Вост. Европе.

Изучению Н. положили начало исследования бенедикт. монахов из Солемского аббатства, начатые во 2-й пол. XIX в. в целях подготовки новых хоральных . изданий (появились на рубеже XIX-XX вв.). Новым крупным шагом в исследовании Н. в XX в. стали труды монаха Солемского аббатства Эжена Кардина, создавшего целое направление григорианики, названное самим Кардином в одноименной основополагающей работе григорианской семиологией (1968). Кардин описывает поочередно Ц, исследуя различные способы их написания и контексты, в которых они выступают. Сравнение контекстов позволило установить определенную роль для каждого обозначения, связанную с ритмическими и выразительными нюансами. При этом Кардин вскрыл несовершенства хоральных изданий после I Ватиканского собора, подверг критике исполнительскую практику «старого Солема» (1-я пол. XX в.) как cantus planus («ровное пение» — с точки зрения ритма и артикуляции) и выступил в решительной оппозиции к мензуралистским теориям, придающим Н. определенные ритмические значения. Все последующие исследования Н. так или иначе учитывают достижения Кардина.

Ю. Москва

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 758-761.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Среда, 29 Марта
    Feria IV. Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 995
    Сессий: 53
    Сейчас на сайте: 4







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017