К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Невмы
Невмы
(от греч. νεΰμα
— «знак»)
— знаки музыкальной нотации, используемые
для записи ср. век. одноголосного литург.
пения (хорала). Первые дошедшие до наст.
времени рукописи, снабженные Н., относятся
к IX в.
Каждая Н.
обозначает единичный звук или группу
из 2-4 (либо более) звуков, приходящихся
на один слог словесного текста. Само
начертание Н. указывает на направление
мелодического движения внутри нее и на
способ исполнения.
Вероятно,
Н. ведут свое происхождение от знаков,
использовавшихся в словесных текстах:
точка для показа единичного звука;
острое и тупое ударения
(accentus аcutus,
accentus gravis)для
обозначения, соответственно, звуков
высоких (virga)
и низких (tractulus),
а также модификации акцентов (в Н.
clivis, pes, porrectus, torculus,
climacus, scandicusи
др.); знаки сокращения для передачи
легких акцентов Н. при повторении звуков
(stropha, trigon, bivirga и
др.); знаки стяжения для звуков, связанных
с соседними (oriscusкак самостоятельный знак
и как составная часть знаков
pressus, virga strata, salicus, pes
quassus);вопросительный
знак для восходящей интонации
(quilisma). Вероятно,
изначально Н. представляли собой запись
дирижерских жестов при исполнении
хорала.
С самого
начала графика Н. имела региональные
отличия, сохранявшиеся и в более позднее
время. Особым богатством Н. отличалась
т.н. санкт-галленская нотация (бенедикт.
мон. Санкт-Галлен в Швейцарии).
История
развития Н. складывается из неск. этапов.
Первые невменные рукописи отличались
разнообразием конфигураций одних и тех
же Н., что, вероятно, выражало различие
в способе их исполнения (так, напр.,
двузвучная Н. pesмогла быть записана либо
«остро», двумя штрихами под острым
углом, либо «округло», с плавным переходом
от одного штриха к другому). Кроме того,
характер мелодического движения,
ритмические оттенки и тонкости вокальной
техники могли быть переданы с помощью
дополнительно вводимых лат. букв,
значение которых указал Ноткер Заика:
s (sursum — вверх), α
(altius —
выше), l
(levate —
поднимите) — восхождение мелодии;
е (aequaliter — ровно) — повторение
высоты предыдущего звука;
i (inferius — ниже),
d (deprimatur
— да
опустится) — мелодическое нисхождение;
t (tenete
— задержите),
x(exspectate — подождите) — замедление;
с (celeriter — быстро) — ускорение;
f
(fremitus — рычание, frangor — разбиваюсь),
g (guttur — гортань),
к (clamor, clangor — крик) и т.д. Альтернативно
по отношению к буквам
t, xприменялась
эписема |эпизема) —
горизонтальная черточка, приписываемая
ко всей Н. или к ее части. Эти древние
Н., столь досконально передававшие
артикуляционные и ритмические особенности
исполнения, не имели точной графической
градации высотных позиций, т.к. Н.
записывались в строку (адиастематическая
нотация). Позднее, когда Н. стали
располагать чуть выше или ниже относительно
друг друга, общая мелодическая линия
стала более определенной, однако по-
прежнему неясными в записи оставались
конкретные интервалы (расстояния) между
отд. звуками; певцы должны были знать
эти интервалы на память.
Следующим
важным этапом в развитии муз. нотации
стало введение Гвидо д'Ареццо в XI в.
линий, на которых и между которыми
располагались Н.; снабжение нотоносцев
ключами (F и
с) или выделение
соответствующих позиций цветом давало
точку отсчета для определения всех
прочих высот, которые, т.о., стали легко
читаемыми. Однако одновременно с этим
новшеством из записи исчезли мн.
артикуляционно-ритмические обозначения.
В
сер. XII в. на терр. совр. Франции появилась
т.н. квадратная нотация
(nota quadrata,или nota
rотапа),
в которой все древние Н. переданы
посредством соединенных тонкими линиями
квадратов (или ромбов), обозначающих
отд. звуки. Эта нотация предельно ясно
выявила конкретную высотную линию
мелодии и в то же время окончательно
уничтожила способы передачи исполнительских
оттенков. Именно эта нотация со
стилизованными Н. на линиях распространилась
в Европе (гл. обр. по романским странам,
на запад и на юг от Франции), заменив
собою все древние невменные региональные
разновидности, а впоследствии обрела
статус общепринятой в хоральных изданиях
после I Ватиканского собора.
В
XIV-XV вв. на
терр. Германии сложился готический тип
нотации, или Hufnagelschrift(«подковный гвоздь») —
не считая внеш. отличий (ромб, а не квадрат
в качестве осн. элемента), по сути
аналогичный квадратной нотации.
Готическая нотация имела хождение в
Центр, и Вост. Европе.
Изучению
Н. положили начало исследования бенедикт.
монахов из Солемского аббатства, начатые
во 2-й пол. XIX в. в целях подготовки новых
хоральных . изданий (появились на рубеже
XIX-XX вв.).
Новым крупным шагом в исследовании Н.
в XX в. стали труды монаха Солемского
аббатства Эжена Кардина, создавшего
целое направление григорианики, названное
самим Кардином в одноименной
основополагающей работе григорианской
семиологией (1968). Кардин описывает
поочередно Ц, исследуя различные способы
их написания и контексты, в которых они
выступают. Сравнение контекстов позволило
установить определенную роль для каждого
обозначения, связанную с ритмическими
и выразительными нюансами. При этом
Кардин вскрыл несовершенства хоральных
изданий после I Ватиканского собора,
подверг критике исполнительскую практику
«старого Солема» (1-я пол. XX в.) как
cantus
planus («ровное
пение» — с точки зрения ритма и
артикуляции) и выступил в решительной
оппозиции к мензуралистским теориям,
придающим Н. определенные ритмические
значения. Все последующие исследования
Н. так или иначе учитывают достижения
Кардина.
Ю. Москва
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 758-761.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.