Навечерие - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Навечерие
Навечерие
(греч. παραμονή, лат.
vigilia, profestum)
— канун церк. Праздника.
Ввиду
того что традиционно с самого начала
становления христ. культа литург. сутки
исчисляются с вечера, еще в первые века
сложился обычай начинать празднование
продолжительным молитвенным бдением
(оно могло занимать большую часть вечера
и ночи), которое со временем стало
принимать формы конкретных богослужений
(иногда в виде череды служб), предварявших
или открывавших (а, возможно, и то и
другое) тот или иной праздник (напр.,
Всенощное бдение). Особое место среди
подобных литург. действ закрепилось за
богослужением Н. Пасхи, которое Августин
назвал «матерью всех святых бдений»
(Проповедь
219). Начиная с VIII в. на Западе термин
vigiliaв
значении богослужения (или серии служб),
открывавшего собой праздник, постепенно
распространился на послеполуденное
время дня, предшествующего этому
празднику (иначе называвшегося
profestum),а к XIV в. и на весь
предшествующий день: Н. наиболее важных
праздников приобретают собственные
частные последования, многие из них
становятся днями строгого поста.
Сходные
процессы происходили и на визант.
Востоке. Встречающийся в рус. церк.
уставе и календаре термин «Н.» является
переводом греч. παραμονή,
которым в константиноп.
соборе Св. Софии обозначались особые
службы в кануны важнейших праздников;
однако в рус. традиции он используется
именно в значении предшествующего
празднику дня в результате частичного
слияния с термином «предпразднство»,
пришедшим из Студийского устава. Н.
Рождества Христова и Крещения Господня
в России именуются сочельником
(соответственно, рождественским и
крещенским).
В
Католической Церкви после литургической
реформы II Ватиканского собора Н. в
римском обряде занимает традиционное
место в начале литург. дня у тех
празднований, которые начинаются с
вечера предыдущих календарных суток и
имеют 1-ю вечерню (торжества и воскресенья),
— т.е. только накануне вечером. Оно
является частью самого празднования,
хотя может иметь и собственное частное
последование мессы. Служба Н. Пасхи
стала совершаться в Пасхальную ночь, а
не утром Святой субботы, куда она
переместилась в Средние века. Были
введены частные последования месс для
Н. Рождества Христова и ряда др. торжеств
(в Римском миссале 2002 их число
увеличено). Соответственно, Н. перестали
быть постными днями (рекомендация
строгого поста в Святую субботу относится
лишь к той части дня, которая предшествует
собственно Н. Пасхи).
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 693-694.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|