Навечерие - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Навечерие

Навечерие (греч. παραμονή, лат. vigilia, profestum) — канун церк. Праздника.

Ввиду того что традиционно с самого начала становления христ. культа литург. сутки исчисляются с вечера, еще в первые века сложился обычай начинать празднование продолжительным молитвенным бдением (оно могло занимать большую часть вечера и ночи), которое со временем стало принимать формы конкретных богослужений (иногда в виде череды служб), предварявших или открывавших (а, возможно, и то и другое) тот или иной праздник (напр., Всенощное бдение). Особое место среди подобных литург. действ закрепилось за богослужением Н. Пасхи, которое Августин назвал «матерью всех святых бдений» (Проповедь 219). Начиная с VIII в. на Западе термин vigiliaв значении богослужения (или серии служб), открывавшего собой праздник, постепенно распространился на послеполуденное время дня, предшествующего этому празднику (иначе называвшегося profestum),а к XIV в. и на весь предшествующий день: Н. наиболее важных праздников приобретают собственные частные последования, многие из них становятся днями строгого поста.

Сходные процессы происходили и на визант. Востоке. Встречающийся в рус. церк. уставе и календаре термин «Н.» является переводом греч. παραμονή, которым в константиноп. соборе Св. Софии обозначались особые службы в кануны важнейших праздников; однако в рус. традиции он используется именно в значении предшествующего празднику дня в результате частичного слияния с термином «предпразднство», пришедшим из Студийского устава. Н. Рождества Христова и Крещения Господня в России именуются сочельником (соответственно, рождественским и крещенским).

В Католической Церкви после литургической реформы II Ватиканского собора Н. в римском обряде занимает традиционное место в начале литург. дня у тех празднований, которые начинаются с вечера предыдущих календарных суток и имеют 1-ю вечерню (торжества и воскресенья), — т.е. только накануне вечером. Оно является частью самого празднования, хотя может иметь и собственное частное последование мессы. Служба Н. Пасхи стала совершаться в Пасхальную ночь, а не утром Святой субботы, куда она переместилась в Средние века. Были введены частные последования месс для Н. Рождества Христова и ряда др. торжеств (в Римском миссале 2002 их число увеличено). Соответственно, Н. перестали быть постными днями (рекомендация строгого поста в Святую субботу относится лишь к той части дня, которая предшествует собственно Н. Пасхи).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 693-694.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 26 Апреля
    Feria VI. Dominice V. in Quadragesima

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 8072
    Сессий: 5
    Сейчас на сайте: 14





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024