Мозарабский обряд - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Мозарабский обряд

Мозарабский обряд, мосарабский обряд, испано-мозарабский (испано-мосарабский) обряд, вестготский обряд (ritus [hispano-]mozarabicus, seu visigothicus) — один из зап. литург. обрядов. Используется в Католической Церкви на терр. Испании наряду с римским обрядом (канонически принадлежит к латинскому обряду), а также в Реформированной епископальной Церкви Испании, образовавшейся в 1880.

Этимология названия этого обряда неясна; возможно, оно происходит от араб. musaٔrab или [диалектное] musaٔrab («арабизованный»), которым, по-видимому, обозначались неарабы, жившие под араб, владычеством.

Вопрос о происхождении М.о. оставляет много неясностей. Прослеживается его родство с галликанским обрядом и отчасти с кельтским обрядом. В М.о. присутствуют многочисл. вост. элементы, в осн. обнаруживающие сходство с антиох. литург. Традицией.

Осн. становление и развитие М.о. происходило в Вестготском королевстве (V—VIII вв.). Самые ранние данные о М.о. относятся к 1-й пол. VI в. Обстоятельные сведения о М.о. содержатся в трактате О церковных служениях Исидора Севильского, которого, наряду с Ильдефонсом Толетанским, принято считать автором мн. текстов, вошедших в мозарабское богослужение. Древнейшие из сохранившихся рукописей богослужебных книг датируются IX в. К этому времени М.о. стал преобладающим литург. обрядом на значительной части Пиренейского п-ова.

Уже в древности, а особенно интенсивно с нач. Хв, в М.о. стали проникать элементы рим. традиции. После унификации литургии при Папе Григории VII М.о. продолжали практиковать в областях, находившихся под властью арабов, вплоть до окончания Реконкисты в 1492.

Кард. Ф. Хименес де Сиснерос (архиеп. Толедский с 1495 по 1517) сохранил М.о., разрешив его использование в Толедо в приделе кафедр, собора Тела Христова (именуемом также Мозарабской часовней) и в нескольких приходах и монастырях Испании; он также распорядился об издании мозарабских миссала (1500) и бревиария (1502). Тем не менее это был уже М.о. с элементами рим. обряда, ввиду чего этот миссал назывался смешанным (Missale mixtum), однако, в отличие от большинства др. ср.век. литург. традиций, в М.о. большая часть молитв Божественной литургии продолжала произноситься во всеуслышание, тайными стали только установительные слова. Суточный круг богослужения тоже был в заметной мере романизирован. Санкционированное кард. Хименесом де Сиснеросом ограниченное использование М.о. было утверждено Папой Юлием II (1508) и подтверждено Тридентским собором.

К XX в. богослужение М.о. лишь изредка совершалось в неск. храмах Испании; единственным местом, где месса М.о. служилась ежедневно (хотя и без причащения верных), оставалась Мозарабская часовня в Толедо. После признания II Ватиканским собором законных прав традиционных обрядов Конгрегация богослужения и таинств в 1988 приняла решение о разработке нового издания мозарабского миссала (Liber Offerentium) с восстановлением более древнего чинопоследования и лекционария для мессы (Liber Commicus); эта разработка была осуществлена под руководством Конференции епископов Испании, разрешившей совершать мессу М.о. во всех епархиях Испании.

В мессе М.о. значительное количество изменяемых (определяющихся частным последованием; далее помечены звездочкой) песнопений и молитв, включая большую часть объема анафоры. Начальные обряды включают в себя песнопение перед чтением (Praelegendum), тайную молитву священника о достойном совершении службы, великое славословие, к которому в праздники может добавляться Trisagion, и молитву после «Славы» (Oratio post Gloriam). В Литургию слова входят 3 чтения: пророческое, апостольское и евангельское. После пророческого чтения звучит псалмопение (по средам и пятницам -Великого поста оно заменяется пением фрагментов из Плача Иеремии). В празднования в честь мучеников после псалмопения может быть добавлено чтение о страстях мучеников, чья память совершается в этот день; к этому добавляется пение т.н. благословений (Дан 3, 52-53.57.87-89). В конце Литургии слова поются хвалы (Laudes). Следующий раздел, приготовление даров (Praeparatio oblatiomim), начинается песнопением на предложение жертвы (Sacrificium), во время которого дары приносятся к алтарю и подготавливаются на нем. За этим следует раздел торжественных ходатайственных молитв (Intercessions sollemnes). Он включает в себя молитву увещевания (Oratio admonitionis), после которой провозглашается диптих (Diptychum) о Церкви; за ним следует другая молитва увещевания (Oratio alia), а после нее провозглашаются другие диптихи (Alia diptycha), включающие поминовение иерархов, клира, участников мессы, затем апостолов, мучеников, Девы Марии, исповедников и др. святых, а в завершение — усопших. Заканчивается раздел молитвой после имен (Oratio post nomina). Следующий раздел, приветствие мира (Signum pads), состоит из молитвы мира (Oratio ad расеm) и песнопения мира (Cantus ad расеm: на текст Ин 14, 27; 13, 34), во время которого стоящие перед алтарем преподают друг другу знак мира, предваряя им анафору.

Евхаристическую молитву составляют предначинательный диалог; приношение (Illatio), которое по смыслу соответствует префации, но может быть очень пространным и содержать своего рода толкование еванг. чтения дня или значения празднования; «Свят» (Sanctus); молитва после «Свят» (Oratio post Sanctus), создающая смысловой переход к теме искупительных страданий Христа; повествование об установлении евхаристии (Enarratio institutionis) с тайноустановительными словами; молитва после «Накануне» (Oratiopost Pridie; словом «Накануне» начинается предыдущая часть), содержащая анамнесис и зачастую эпиклесис; заключительное славословие (Doxologia).

Обряд причащения начинается с исповедания веры (Professio fidei), за которым следует песнопение на преломление (Cantus ad confractionem): во время этого песнопения священник преломляет освященный Хлеб (Тело Христово) и располагает его частицы на патене в форме креста, возвещая при этом последовательно тайны Христа, вспоминаемые в течение литург. года. Затем он читает предварение Молитвы Господней (Ad Orationem Dominicam) и саму молитву «Отче наш», на каждое воззвание которой народ отвечает «Аминь». После этого совершается возношение Даров над алтарем со словами «Святое — святым» и соединение евхарист. видов. Священник произносит благословение (Benedictio) над народом. Причащение народа осуществляется под двумя видами при пении особого песнопения (Cantus ad Accedentes), затем поется антифон после причащения (Antiphona post Communionem). После этого священник произносит заключительную молитву (Oratio completuriae).

Завершение (Conclusio) мессы представляет собой краткое священническое благословение и отпуст.

Литург. год М.о. начинается с 1-го воскресенья Адвента (между 12 и 18 ноября). Адвент включает в себя 6 воскресений. Великий пост состоит из полных 6 недель перед Пасхой и формально открывается воскресеньем, именуемым мясопустным (Dominica ante carnes tollendas), хотя как покаянный период он начинается со следующего дня. В сравнении с рим. обрядом число празднований в М.о. мало.

Богослужебный язык М.о. — латинский (со множеством греч. вкраплений), в последние годы мн. тексты переведены на испанский.

М.о. обладает собственным муз. распевом, имеющим очень древние корни и существенно отличающимся от др. зап. систем церк. пения. Сохранились мн. ср.век. манускрипты, содержащие песнопения с нотацией; наиболее ценным среди них является Леонский антифонарий, датирующийся нач. X в. и, вероятно, представляющий собой копию более раннего свода. Однако нотация ранних манускриптов не поддается надежной расшифровке.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 507-512.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 30 Апреля
    Dominica III. post Pascha

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 918
    Сессий: 27
    Сейчас на сайте: 4







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017