Мотет - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Мотет

Мотет (франц. motet, о тmot — слово) — жанр светской и церк. многоголосной вокальной музыки, сохранявший популярность с XIII по XVIII в.

Возник из практики тропов — разъясняющих вставок в текст литургии со свободно сочиненной музыкой. Активно развивался мастерами школы при соборе Парижской Богоматери (XII—XIII вв.). В ведущем голосе М. — теноре — помещался фрагмент церк. напева с подразумеваемым лат. текстом; в др. голосовых партиях использовались светские тексты, подчас звучавшие параллельно на разных языках (франц., провансальском). Певческие голоса могли дублироваться или заменяться инструментами; обычно инструментально исполнялся тенор. Видными мастерами жанра М. в эпоху ars cintiqua были Перотин Великий, Франк Кёльнский, Пьер де Круа; их М. распространялись по всей Европе, становясь образцами для подражаний. Англ. Μ. XIII в. писался на лат. тексты и был чужд светских мотивов. Эпоха ars nova (с XIV в.) породила чрезвычайно сложный по технике композиции изоритмический М., осн. на сочетании самостоятельных ритмических и мелодических формул. В отличие от 3-голосного М. ars antiqua этот вид М. был 4-голосным. Блестящие образцы жанра оставили еп. Филипп де Витри и Гильом де Машо, причем у последнего мелодия тенора обычно имеет светский источник. М. сочиняли также Дж. Данстейбл и Дж. Чикония.

В эпоху Возрождения М. стало называться любое развернутое многоголосное произведение. Из ренессансного М. исчез тенор и многотекстовость. На смену изощренной изоритмии пришли имитационная техника (при которой в каждом голосе последовательно проводится муз. фраза), эффектные контрасты полифонической и аккордовой фактуры и принцип музыкально-риторической трактовки текста, т.е. отражения смысла важнейших слов в муз. фигурах и знаках. Так, слова «небо», «вознестись» передавались восходящими ходами в мелодии, «земля», «вниз», «снизойти» — нисходящими. Композиторы старались как можно рельефнее преподнести текст слушателям, кладя на музыку отдельно каждую строфу и даже каждую строку (отсюда возникла мотетная форма, состоящая из множества небольших разделов, замкнутых каденциями). Ренессансный М. мог сопровождаться инструментами, но у ряда мастеров был чисто вокальным, рассчитанным на хор или ансамбль из 5-6 голосов (иногда больше). Многочисл. М. оставили Жоскен Депре, О. ди Лассо, Ф. де Монте, Дж.П. да Палестрина (в т.ч. цикл М. Песнь Песней). В XV-XVI вв. М. писали в Италии, Нидерландах, Франции, Испании, Германии, Австрии, Чехии, Польше. В жанре М. создавалась музыка на тексты псалмов и пассионов (т.н. мотетные пассионы, в которых весь текст исполняется хором).

В протест. Германии М. стал родом церк. кантаты. К XVII в. сформировались несенный М. в строфической форме (в основе — мелодии церк. песен) и Spruch-Motette (текст — изречения из Св. Писания, муз. композиция свободная), среди их авторов — Х.А. Хасслер, И.Г. Шейн, С. Шейдт, Г. Шютц. С введением в обиход постоянного инструментального сопровождения и проникновением элементов театрального стиля в церк. музыку стерлись различия между М., церк. кантатой и духовным концертом. Англ. барочная разновидность М. получила название антем (anthem, лат. antiphona антифон, противопоставление голосов или хоров). Во Франции XVII — нач. XVIII в. М. сохранил свое название, но приобрел отчетливо светские черты, роднящие его с инструментальным и вокальным концертом («большие М.» Ж.Б. Люлли, Ф. де Лаланда, М.А. Шарпантье и А. Кампра).

В XVIII в. существовали сольный М., близкий итал. сольной кантате (солирующий голос с инструментальным оркестровым или ансамблевым сопровождением), и хоровой. 8 хоровых М. написал И.С. Бах; 6 из них — для хора без сопровождения (однако вокальные партии могли дублироваться инструментами), 2 — с сопровождением. Сольные М. писали А. Кальдара, И.Й. Фукс, М. Гайдн, В.А. Моцарт.

В XIX в. жанр М. был воскрешен композиторами, апеллировавшими к старинным традициям, в т.ч. Ф. Мендельсоном, Р. Шуманом, И. Брамсом, М. Регером, К. Сен-Сансом, В. д'Энди. Эта тенденция сохранилась и у некоторых авторов XX в. (И.Н. Давид).

Л. Кириллина

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 626-627.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Четверг, 26 Декабря

    Ближайшее празднование:
    Dominica V. Adventus Domini
    29 Декабря (осталось 3 дня)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 7706
    Сессий: 14
    Сейчас на сайте: 35





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024