К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Мотет
Мотет
(франц. motet, о тmot —
слово) — жанр светской и церк. многоголосной
вокальной музыки, сохранявший популярность
с XIII по XVIII в.
Возник из
практики тропов — разъясняющих вставок
в текст литургии со свободно сочиненной
музыкой. Активно развивался мастерами
школы при соборе Парижской Богоматери
(XII—XIII вв.). В ведущем голосе М. — теноре
— помещался фрагмент церк. напева с
подразумеваемым лат. текстом; в др.
голосовых партиях использовались
светские тексты, подчас звучавшие
параллельно на разных языках (франц.,
провансальском). Певческие голоса могли
дублироваться или заменяться инструментами;
обычно инструментально исполнялся
тенор. Видными мастерами жанра М. в эпоху
ars
cintiqua были
Перотин Великий, Франк Кёльнский, Пьер
де Круа; их М. распространялись по всей
Европе, становясь образцами для
подражаний. Англ. Μ.
XIII
в. писался на лат. тексты и был чужд
светских мотивов. Эпоха ars
nova (с
XIV в.) породила чрезвычайно сложный по
технике композиции изоритмический М.,
осн. на сочетании самостоятельных
ритмических и мелодических формул. В
отличие от 3-голосного М.
ars
antiqua этот
вид М. был 4-голосным. Блестящие образцы
жанра оставили еп. Филипп де Витри и
Гильом де Машо, причем у последнего
мелодия тенора обычно имеет светский
источник. М. сочиняли также Дж. Данстейбл
и Дж. Чикония.
В эпоху
Возрождения М. стало называться любое
развернутое многоголосное произведение.
Из ренессансного М. исчез тенор и
многотекстовость. На смену изощренной
изоритмии пришли имитационная техника
(при которой в каждом голосе последовательно
проводится муз. фраза), эффектные
контрасты полифонической и аккордовой
фактуры и принцип музыкально-риторической
трактовки текста, т.е. отражения смысла
важнейших слов в муз. фигурах и знаках.
Так, слова «небо», «вознестись»
передавались восходящими ходами в
мелодии, «земля», «вниз», «снизойти» —
нисходящими. Композиторы старались как
можно рельефнее преподнести текст
слушателям, кладя на музыку отдельно
каждую строфу и даже каждую строку
(отсюда возникла мотетная форма, состоящая
из множества небольших разделов,
замкнутых каденциями). Ренессансный М.
мог сопровождаться инструментами, но
у ряда мастеров был чисто вокальным,
рассчитанным на хор или ансамбль из 5-6
голосов (иногда больше). Многочисл. М.
оставили Жоскен Депре, О. ди Лассо, Ф.
де Монте, Дж.П. да Палестрина (в т.ч. цикл
М.
Песнь Песней). В
XV-XVI
вв.
М. писали в Италии, Нидерландах, Франции,
Испании, Германии, Австрии, Чехии, Польше.
В жанре М. создавалась музыка на тексты
псалмов и пассионов (т.н. мотетные
пассионы, в которых весь текст исполняется
хором).
В протест.
Германии М. стал родом церк. кантаты. К
XVII в. сформировались несенный М. в
строфической форме
(в основе — мелодии церк. песен) и Spruch-Motette
(текст
— изречения из Св. Писания, муз. композиция
свободная), среди их авторов — Х.А.
Хасслер, И.Г. Шейн, С. Шейдт, Г. Шютц. С
введением в обиход постоянного
инструментального сопровождения и
проникновением элементов театрального
стиля в церк. музыку стерлись различия
между М., церк. кантатой и духовным
концертом. Англ. барочная разновидность
М. получила название
антем (anthem,
лат. antiphona
—
антифон,
противопоставление голосов или хоров).
Во Франции XVII — нач. XVIII в. М. сохранил
свое название, но приобрел отчетливо
светские черты, роднящие его с
инструментальным и вокальным концертом
(«большие М.» Ж.Б. Люлли, Ф. де Лаланда,
М.А. Шарпантье и А. Кампра).
В XVIII в.
существовали сольный М., близкий итал.
сольной кантате (солирующий голос с
инструментальным оркестровым или
ансамблевым сопровождением), и хоровой.
8 хоровых М. написал И.С. Бах; 6 из них —
для хора без сопровождения (однако
вокальные партии могли дублироваться
инструментами), 2 — с сопровождением.
Сольные М. писали А. Кальдара, И.Й. Фукс,
М. Гайдн, В.А. Моцарт.
В XIX в. жанр
М. был воскрешен композиторами,
апеллировавшими к старинным традициям,
в т.ч. Ф. Мендельсоном, Р. Шуманом, И.
Брамсом, М. Регером, К. Сен-Сансом, В.
д'Энди. Эта тенденция сохранилась и у
некоторых авторов XX в. (И.Н. Давид).
Л. Кириллина
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 626-627.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.