Мотет - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Мотет

Мотет (франц. motet, о тmot — слово) — жанр светской и церк. многоголосной вокальной музыки, сохранявший популярность с XIII по XVIII в.

Возник из практики тропов — разъясняющих вставок в текст литургии со свободно сочиненной музыкой. Активно развивался мастерами школы при соборе Парижской Богоматери (XII—XIII вв.). В ведущем голосе М. — теноре — помещался фрагмент церк. напева с подразумеваемым лат. текстом; в др. голосовых партиях использовались светские тексты, подчас звучавшие параллельно на разных языках (франц., провансальском). Певческие голоса могли дублироваться или заменяться инструментами; обычно инструментально исполнялся тенор. Видными мастерами жанра М. в эпоху ars cintiqua были Перотин Великий, Франк Кёльнский, Пьер де Круа; их М. распространялись по всей Европе, становясь образцами для подражаний. Англ. Μ. XIII в. писался на лат. тексты и был чужд светских мотивов. Эпоха ars nova (с XIV в.) породила чрезвычайно сложный по технике композиции изоритмический М., осн. на сочетании самостоятельных ритмических и мелодических формул. В отличие от 3-голосного М. ars antiqua этот вид М. был 4-голосным. Блестящие образцы жанра оставили еп. Филипп де Витри и Гильом де Машо, причем у последнего мелодия тенора обычно имеет светский источник. М. сочиняли также Дж. Данстейбл и Дж. Чикония.

В эпоху Возрождения М. стало называться любое развернутое многоголосное произведение. Из ренессансного М. исчез тенор и многотекстовость. На смену изощренной изоритмии пришли имитационная техника (при которой в каждом голосе последовательно проводится муз. фраза), эффектные контрасты полифонической и аккордовой фактуры и принцип музыкально-риторической трактовки текста, т.е. отражения смысла важнейших слов в муз. фигурах и знаках. Так, слова «небо», «вознестись» передавались восходящими ходами в мелодии, «земля», «вниз», «снизойти» — нисходящими. Композиторы старались как можно рельефнее преподнести текст слушателям, кладя на музыку отдельно каждую строфу и даже каждую строку (отсюда возникла мотетная форма, состоящая из множества небольших разделов, замкнутых каденциями). Ренессансный М. мог сопровождаться инструментами, но у ряда мастеров был чисто вокальным, рассчитанным на хор или ансамбль из 5-6 голосов (иногда больше). Многочисл. М. оставили Жоскен Депре, О. ди Лассо, Ф. де Монте, Дж.П. да Палестрина (в т.ч. цикл М. Песнь Песней). В XV-XVI вв. М. писали в Италии, Нидерландах, Франции, Испании, Германии, Австрии, Чехии, Польше. В жанре М. создавалась музыка на тексты псалмов и пассионов (т.н. мотетные пассионы, в которых весь текст исполняется хором).

В протест. Германии М. стал родом церк. кантаты. К XVII в. сформировались несенный М. в строфической форме (в основе — мелодии церк. песен) и Spruch-Motette (текст — изречения из Св. Писания, муз. композиция свободная), среди их авторов — Х.А. Хасслер, И.Г. Шейн, С. Шейдт, Г. Шютц. С введением в обиход постоянного инструментального сопровождения и проникновением элементов театрального стиля в церк. музыку стерлись различия между М., церк. кантатой и духовным концертом. Англ. барочная разновидность М. получила название антем (anthem, лат. antiphona антифон, противопоставление голосов или хоров). Во Франции XVII — нач. XVIII в. М. сохранил свое название, но приобрел отчетливо светские черты, роднящие его с инструментальным и вокальным концертом («большие М.» Ж.Б. Люлли, Ф. де Лаланда, М.А. Шарпантье и А. Кампра).

В XVIII в. существовали сольный М., близкий итал. сольной кантате (солирующий голос с инструментальным оркестровым или ансамблевым сопровождением), и хоровой. 8 хоровых М. написал И.С. Бах; 6 из них — для хора без сопровождения (однако вокальные партии могли дублироваться инструментами), 2 — с сопровождением. Сольные М. писали А. Кальдара, И.Й. Фукс, М. Гайдн, В.А. Моцарт.

В XIX в. жанр М. был воскрешен композиторами, апеллировавшими к старинным традициям, в т.ч. Ф. Мендельсоном, Р. Шуманом, И. Брамсом, М. Регером, К. Сен-Сансом, В. д'Энди. Эта тенденция сохранилась и у некоторых авторов XX в. (И.Н. Давид).

Л. Кириллина

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 626-627.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 19 Апреля
    Feria VI Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 14829
    Сессий: 10
    Сейчас на сайте: 9





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024