К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Молитва
Молитва
(евр. ЕВР, греч.
προσευχή
лат. oratio,
prex) —
обращение к Богу, божествам или духам
посредством слов или действий, содержащих
формы преклонения, благодарения,
препоручения себя высшей силе и
благоговения, а также просьбы и мольбы.
Как
осн. рел. явление М. присутствует во всех
культурах. В религиях первобытных людей
М. носила практич. характер, тесно
соединяясь с обществ. жизнью, облеченной
в обрядовые формы. М. выражает чувства
и нужды как отд. человека, так и групп
людей. Она может формироваться спонтанно
или быть элементом разработанного на
протяжении лет и повторяющегося ритуала.
Наряду с жертвоприношением (жертва) М.
является осн. частью культа, обозначая
присутствие свящ. сил в жизни данного
человека и об-ва и их активности по
отношению к нему. М. служит гл. обр. для
соединения верующих с божеством,
актуализации и углубления связей со
священным.
В
христианстве существуют
2 классических определения М.: согласно
Иоанну Дамаскину, это восхождение души
к Богу или прошение у Бога подобающих
благ (De fide orthodoxa3, 24); согласно Августину,
это беседа с Богом, а также встреча
Божьего и человеч. устремлений (De
diversis quaestionibus octoginta
tribus64,
4).
ККЦ
(п. 2559), опираясь на библ. тексты и на
творения учителей дух. жизни, определяет
М. в духе Иоанна Да- маскина. Человек,
углубляясь в тайны Бога и собственной
сути, может достичь молитвенного
переживания во всех его проявлениях,
т.е. в форме благодарения, просьбы, мольбы
о прощении и выражения преклонения (ср.
Рим 1, 19-21).
В
ВЗ М. были смиренной просьбой об избавлении
от греха, несчастий и опасностей. Большое
значение имело посредничество избранных
Богом пророков и их заступнической М.
В сакральных действиях посредниками
между Богом и людьми выступали
первосвященники (только они могли войти
в Святое святых Иерусалимского храма).
В НЗ Иисус Христос молится Богу Отцу
(Ин 17, 1-26; Мф 26, 36-46) и учит апостолов М.
(Мф 6, 5-15). Иисус подчеркивает силу и
значение М., скрытой от людей и известной
только Богу, поскольку Бог ищет поклонения
«в духе и истине» (Ин 4, 21-23), и в то же
время Иисус предостерегает, что М.,
произносимая лишь ради того, чтобы
выглядеть набожным в глазах окружающих,
является лицемерием (Мф 6, 5). Иисус Христос
вводит новый тип обществ. М. верующих в
Него (Мф 18, 19) и устанавливает обряд
евхарист. вечери. Согласно НЗ, молиться
следует постоянно и настойчиво (Мф 7,
7-11; Лк 11, 13; 18, 1-8). М. предстает также как
средство победы над искушениями (ср. Мф
26, 41).
Из
определения М. как личной встречи и
беседы человека с Богом проистекает ее
деление на осн. виды. Критерии деления
показывают определяющие элементы М.:
цель, субъект и способ М. Относительно
своей цели М. делятся на: М. преклонения
— прославление Бога в признании Его
величия и святости, а также зависимости
человека от Него; М. благодарения —
выражение благодарности Богу за все
дарованные Им блага; М.-просьба —
обращенная к Богу и основанная на вере
мольба о помощи в различных ситуациях
и осознание зависимости человека от
Бога (Мф 7, 7-11; Лк 11, 9-13); М. о прощении —
принесенное Богу извинение за совершенный
грех и выражение желания возвращения
к Нему (Пс 50,19). Относительно субъекта
М. бывает индивидуальной, являющейся
личным контактом человека с личностным
Богом, и общей, осуществляемой общиной
(в т.ч. посредством литургии). Относительно
своего способа совершения М. может быть
устной (произнесение про себя или вслух
определенных слов) или мысленной, имеющей
3-ступенчатый характер: размышление
(познание Божественных истин и осознание
их), медитация и созерцание (мистический
опыт непосредственного присутствия
Бога). В учении Церкви М. также делятся
на литургическо-общественные и частные,
причем считается, что обе формы одинаково
необходимы. Частная М. всегда является
М. в Церкви и во Христе (Еф 3, 21) и имеет
эк- клез. характер. Для создания должной
направленности молитвенной жизни
служат, в частности, молитвенники и
тексты из Св. Писания.
Согласно
ККЦ 2698, традиция Церкви рекомендует
верующим молитвенные циклы, предназначенные
для того, чтобы поддерживать постоянную
М., в частности ежедневные М. (М. утренняя
и вечерняя, Литургия часов) и молитвенный
цикл литург. года с его праздниками и
торжествами.
См.
также Евхаристическая молитва.
В
др. религиях. В иудаизме
сутью М., независимо от ее формы, является
взгляд в глубину души, поиск связи с
Богом; иудеи должны совершать М. 3 раза
в день: утром, после полудня и вечером.
Существуют сборники М. (ЕВР).
В иудаизме распространен
особый вид М. — благословение (ЕВР).
М.
в исламе — одна из 5 гл. обязанностей
мусульманина. Взрослый мусульманин
обязан в течение суток 5 раз совершить
ритуальную М. (намаз,
перс, ПЕРС; араб.
АРАБ). Кроме
ритуальных М. существуют др. молитвенные
формулы, произносимые при разных случаях
(на похоронах, для прекращения засухи,
в праздники и т.д.). Для произнесения М.
мусульманину достаточно ритуально
чистого места (эту функцию исполняет
молитвенный коврик — ЕВР).
В
религиях, зародившихся в Индии, М. носит
медитативный характер, в ней человек
ищет контакта с божественным «внутри
себя» и отрешается от видимою мира,
определенного временем и пространством.
В буддизме М. в первую очередь является
медитацией и включает в себя различные
практики, помогающие человеку
контролировать речь и мысли и глубже
проникать в тайны бытия.
М.
Гурняк
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 525-527.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.