Молитва - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Молитва

Молитва (евр. ЕВР, греч. προσευχή лат. oratio, prex) — обращение к Богу, божествам или духам посредством слов или действий, содержащих формы преклонения, благодарения, препоручения себя высшей силе и благоговения, а также просьбы и мольбы.

Как осн. рел. явление М. присутствует во всех культурах. В религиях первобытных людей М. носила практич. характер, тесно соединяясь с обществ. жизнью, облеченной в обрядовые формы. М. выражает чувства и нужды как отд. человека, так и групп людей. Она может формироваться спонтанно или быть элементом разработанного на протяжении лет и повторяющегося ритуала. Наряду с жертвоприношением (жертва) М. является осн. частью культа, обозначая присутствие свящ. сил в жизни данного человека и об-ва и их активности по отношению к нему. М. служит гл. обр. для соединения верующих с божеством, актуализации и углубления связей со священным.

В христианстве существуют 2 классических определения М.: согласно Иоанну Дамаскину, это восхождение души к Богу или прошение у Бога подобающих благ (De fide orthodoxa3, 24); согласно Августину, это беседа с Богом, а также встреча Божьего и человеч. устремлений (De diversis quaestionibus octoginta tribus64, 4).

ККЦ (п. 2559), опираясь на библ. тексты и на творения учителей дух. жизни, определяет М. в духе Иоанна Да- маскина. Человек, углубляясь в тайны Бога и собственной сути, может достичь молитвенного переживания во всех его проявлениях, т.е. в форме благодарения, просьбы, мольбы о прощении и выражения преклонения (ср. Рим 1, 19-21).

В ВЗ М. были смиренной просьбой об избавлении от греха, несчастий и опасностей. Большое значение имело посредничество избранных Богом пророков и их заступнической М. В сакральных действиях посредниками между Богом и людьми выступали первосвященники (только они могли войти в Святое святых Иерусалимского храма). В НЗ Иисус Христос молится Богу Отцу (Ин 17, 1-26; Мф 26, 36-46) и учит апостолов М. (Мф 6, 5-15). Иисус подчеркивает силу и значение М., скрытой от людей и известной только Богу, поскольку Бог ищет поклонения «в духе и истине» (Ин 4, 21-23), и в то же время Иисус предостерегает, что М., произносимая лишь ради того, чтобы выглядеть набожным в глазах окружающих, является лицемерием (Мф 6, 5). Иисус Христос вводит новый тип обществ. М. верующих в Него (Мф 18, 19) и устанавливает обряд евхарист. вечери. Согласно НЗ, молиться следует постоянно и настойчиво (Мф 7, 7-11; Лк 11, 13; 18, 1-8). М. предстает также как средство победы над искушениями (ср. Мф 26, 41).

Из определения М. как личной встречи и беседы человека с Богом проистекает ее деление на осн. виды. Критерии деления показывают определяющие элементы М.: цель, субъект и способ М. Относительно своей цели М. делятся на: М. преклонения — прославление Бога в признании Его величия и святости, а также зависимости человека от Него; М. благодарения — выражение благодарности Богу за все дарованные Им блага; М.-просьба — обращенная к Богу и основанная на вере мольба о помощи в различных ситуациях и осознание зависимости человека от Бога (Мф 7, 7-11; Лк 11, 9-13); М. о прощении — принесенное Богу извинение за совершенный грех и выражение желания возвращения к Нему (Пс 50,19). Относительно субъекта М. бывает индивидуальной, являющейся личным контактом человека с личностным Богом, и общей, осуществляемой общиной (в т.ч. посредством литургии). Относительно своего способа совершения М. может быть устной (произнесение про себя или вслух определенных слов) или мысленной, имеющей 3-ступенчатый характер: размышление (познание Божественных истин и осознание их), медитация и созерцание (мистический опыт непосредственного присутствия Бога). В учении Церкви М. также делятся на литургическо-общественные и частные, причем считается, что обе формы одинаково необходимы. Частная М. всегда является М. в Церкви и во Христе (Еф 3, 21) и имеет эк- клез. характер. Для создания должной направленности молитвенной жизни служат, в частности, молитвенники и тексты из Св. Писания.

Согласно ККЦ 2698, традиция Церкви рекомендует верующим молитвенные циклы, предназначенные для того, чтобы поддерживать постоянную М., в частности ежедневные М. (М. утренняя и вечерняя, Литургия часов) и молитвенный цикл литург. года с его праздниками и торжествами.

См. также Евхаристическая молитва.

В др. религиях. В иудаизме сутью М., независимо от ее формы, является взгляд в глубину души, поиск связи с Богом; иудеи должны совершать М. 3 раза в день: утром, после полудня и вечером. Существуют сборники М. (ЕВР). В иудаизме распространен особый вид М. — благословение (ЕВР).

М. в исламе — одна из 5 гл. обязанностей мусульманина. Взрослый мусульманин обязан в течение суток 5 раз совершить ритуальную М. (намаз, перс, ПЕРС; араб. АРАБ). Кроме ритуальных М. существуют др. молитвенные формулы, произносимые при разных случаях (на похоронах, для прекращения засухи, в праздники и т.д.). Для произнесения М. мусульманину достаточно ритуально чистого места (эту функцию исполняет молитвенный коврик — ЕВР).

В религиях, зародившихся в Индии, М. носит медитативный характер, в ней человек ищет контакта с божественным «внутри себя» и отрешается от видимою мира, определенного временем и пространством. В буддизме М. в первую очередь является медитацией и включает в себя различные практики, помогающие человеку контролировать речь и мысли и глубже проникать в тайны бытия.

М. Гурняк

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 525-527.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 19 Ноября
    Dominica ante jejunium Kalendar. Novemb.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 217
    Сессий: 8
    Сейчас на сайте: 1





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017