К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Модус
Модус
(от лат.modus—
мера, способ, образ) — 1) лад ср.-век. зап.
церк. монодической музыки (григорианского
хорала и др. хоральных традиций); 2) одна
из шести ритмических схем, принятых в
ср.-век. многоголосной музыке XII-XIII
вв.
1) В основе
М. лежит диатонический звукоряд. Каждый
М. определяется звукорядом со своей
структурой и с определенными функциями
отд. звуков (ступени модально сильные
и слабые, украшающие; к модально сильным
относятся опорные и каденционные звуки),
иерархией ступеней
звукоряда в конкретной композиции,
характерными мелодическими формулами
и
этосом.
В зап. источниках система восьми М.
впервые появилась в
Тонарии
из аббатства Сен-Рикьё в конце VIII в.,
причем сразу в сложившимся виде, поэтому
генезис зап. октоиха является предметом
науч. гипотез, базирующихся на исследовании
наиболее древнего хорального репертуара
(не исключено заимствование из Византии).
На основании сравнительного изучения
рукописных источников, проводимого
начиная со 2-й пол. XX в., были выявлены
предшественники М., входящих в октоих:
т.н. урмодусы («первоначальные М.») ДО,
РЕ и МИ, характеризующиеся наличием
лишь одного полюса тяготения, одновременно
выполняющего функции и доминанты, и
финалиса,
а также биполярные М., в которых высотные
позиции доминанты и финалиса, как и в
ладах октоиха, не совпадают. Некоторые
биполярные М., равно как и все архаичные
М., продолжали существовать наряду с
более поздними М. октоиха (их обозначение
в совр. хоральных изданиях: С, D
и
Ε
для
урмодусов ДО, РЕ и МИ; II и IV для двух
биполярных). Однако церк. практика
стремилась объять рамками октоиха
абсолютно все песнопения. В первую
очередь это касалось антифонов, поскольку
их М. справедливо должен был согласовываться
с тоном относящихся к ним псалмов, тем
не менее процесс насильственного
введения в рамки октоиха был тотальным.
В самых радикальных случаях не
ограничивались часто неверным отнесением
песнопений к одному из восьми М., но
«исправляли» сами песнопения в
соответствии с критериями ладов октоиха.
В наст, время ведется реставрация
подлинного облика песнопений, отраженная
в изданиях Graduale
triplex (Solesmes,
1979)
и Psalterium
monasticum,и
изучение их аутентичной модальной
структуры.
2)
Система шести М. классифицирована в
трактате Йоханнеса де Гарландиа De
mensurabili musica (О
мензуральной музыке,
ок. 1240). Каждый М. состоит из различных,
как правило, повторяющихся комбинаций
долгих и кратких длительностей. Все М.
имели трехдольную структуру, называемую
перфектной («совершенной»).
Ю. Москва
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 499-500.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.