К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Миссал
Миссал
(лат. Missale) литургическая книга
Католической Церкви, содержащая тексты
молитв, читаемых во время мессы, а также
комментарии и предписания для её
совершения.
В
I тыс. не сушествовало М. в его нынешнем
понимании. Предстоятель богослужения
мог использовать молитвы по своему
выбору основываясь на т. н. Libelli —
листах с выписанными молитвами. Эти
листы, собираемые воедино постепенно
преобразовывались в литургические
книги: сакраментарии,
лекционарии, антифонарии, градуалы,
евангелиарии, и т. д. В дальнейшем
произошло объединение отдельных
литургических книг в одну, получившую
название Missale plenum (Полный
миссал), или же Plenarium;
с XII века этот тип книг распространился
во всей Западной Церкви. Папа Григорий
IX в 1241 реформировал Миссал, и ввёл мессы,
посвящённые памяти отдельных святых
(Proprium sanctorum).
Начиная с XIV в. многие епархии вводили
свои обычаи, множество нововведений
происходило по инициативе монашеских
орденов. При этом даже в отдельно взятой
церкви не всегда придерживались одного
и того же обряда.
Первый
печатный римский Миссал был издан в
1474 году.
Исправлением
М. занялся папский церемониарий Иоганн
Бухард, который в 1502 издал Ordo
celebrationis missae (Чин
служения мессы), утверждённый папой
Львом X в 1520.
Основательная
реформа М. была проведена в период
Тридентского собора. Для её осуществления
была создана специальная комиссия (с
участием Бернардина Скотти и Томмазо
Голдуэлли), которая должна была упорядочить
прежние литургические тексты. Дело,
начатое Папой ПиемIV, было завершено
Папой ПиемV, который в 1570 буллой Quo
primum tempore обнародовал
новый Missale Romanum
(Римский миссал), представлявший собой
полный М., в значительной степени
базировавшийся на М. 1474 и 1502. В этом М.
был ликвидирован чрезмерный символизм,
ограничен объём и выдержан торжественный
языковой стиль. М. делился на 3 основные
части: Proprium de tempore (частные последования
времён литургического года), Proprium de
Sanctis (частные последования о святых), и
Commune Sanctorum (общие последования о святых);
все церкви, не имеющие собственных М.,
были обязанны принять новый М., который
в результате распространился почти
повсеместно. В период закрепления
литургических форм незначительные
изменения в рубрики М. были введены
Римскими папами Климентом VII (Cum
sanctissiumum, 1604) и Урбаном VIII (Si quidem, 1634). В
1946 Папа Пий XII создал Комиссию по вопросам
литургических книг, что содействовало
подготовке новых изменений в М.
Полномасштабное
обновление текстов М. произошло в
понтиыикат Папы Павла VI в ходе литургической
реформы. В 1970 Конгрегацией богослужения
и таинств был обнародован новый М. в
котором ок. 15 % молитв представляли собой
новые тексты, основанные на молитвахранней
Церкви (вступительные молитвы, префации);
была предоставленна некоторая свобода
выбора текстов служащему священнику;
введено несколько евхаристических
молитв (в т. ч. основанная на апост.
традиции 2-я евхарист. Молитва, богатая
богосл. содержанием 3-я и близкая вост.
традиции 4-я евхарист. Молитвы).
Структура
М. остается традиционной и охватывает
частные последования литург. года, чин
мессы о святых, частные последования о
святых, обрядовые мессы и мессы в
различных нуждах (о Церкви, вотивные
мессы, заупокойные мессы и др.). В
соответствии с постановлениями собора
М. переводится с латинского на нац.
языки.
Лат.
М. является образом при подготовке М.
на нац. языках. Значительному пересмотру
подвергли М. при подготовке 3-го издания
2002. В него были включены мессы в память
новых святых общего календаря; в М. были
расширенны возможности выбора
евхаристических молитв и др. текстов,
добавлены тексты из древних сакраментариев,
уточнены правила служения мессы.
о.
Б. Мигут
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 441-443.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.