К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Миропомазание
Миропомазание,
конфирмация (лат. confirmatio)
—
одно из 7 церк. таинств; наряду с крещением
и Евхаристией — одно из таинств христ.
посвящения; благодаря таинству М.
совершенствуется связь крещеных христиан
с Церковью, они получают особую силу
Святого Духа, в большей степени обязуются
распространять и защищать веру словами
и поступками (ср. LG
11).
Уже в ВЗ
пророки возвещали, что Дух Господень
почиет на ожидаемом Мессии (Ис 11, 2);
сошествие Святого Духа на Иисуса во
время Его крещения Иоанном (крещение
Господне) было знаком того, что Иисус —
Мессия, Сын Божий. Эта полнота Духа
должна была быть сообщена всему
мессианскому народу (ср. Иез 36, 26-27; Иоил
2, 28-29). Христос неоднократно обещал это
излияние Духа Своим ученикам (ср. Лк 12,
12; Ин 3, 5—8; 7, 37-39; 14, 16-17), и это обещание
исполнилось после Его воскресения (Ин
20, 22), а особенно явно — в день Пятидесятницы
(Деян 2, 1-4).
Катол. Предание
видит начало таинства М. в том «возложении
рук» (Деян 8, 14-17; 19, 5-6; Евр 6, 2), посредством
которого апостолы передавали новообращенным
дар Святого Духа и которое завершало
крещение. Возложение рук выражает в
осязаемой форме сошествие Святого Духа
на нового христианина. С очень ранних
времен, чтобы лучше выразить передачу
Святого Духа, к обряду возложения рук
было присоединено помазание благовонным
елеем или миром, аромат которого
символизирует «Христово благоухание»
(ср. 2 Кор 2,14-16). Помазание в библ. и древней
символике обладает множеством значений,
фигурирующих и в таинстве М.: елей —
символ изобилия и радости, он очищает,
придает телу красоту и гибкость, исцеляет
ушибы и раны. При М. человек получает
знак Духа Святого, Его печать (ср. 2 Кор
1, 21-22: «Утверждающий же нас с вами во
Христе и помазавший нас есть Бог, Который
и запечатлел нас и дал залог Духа в
сердца наши») — в древности печать
владельца на к.-л. вещи была знаком его
обладания этой вещью. Печать Духа
Святого, получаемая при М., отмечает
всецелую принадлежность верующего
Христу, т.е. Помазаннику (ср. Деян 10, 38:
«Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса
из Назарета»), что явным образом выражается
в обряде М., когда совершающий его епископ
погружает палец в миро и чертит знак
креста на челе принимающего таинство.
Таинство М.
в древности и Средневековье получило
множество названий, особенно на Западе: impositio
(возложение
[рук]); perfectio
(«совершенство»,
в смысле завершения крещения); chrisma,
илиchrismatio
(от
греч. χρϊσμα—
елей); unctio
(«помазание»); signaculum,
consignatio,
signatio
(«запечатлевание»); confirmatio
(«подтверждение»
[крещения], «укрепление» [крещальной
благодати]). Последнее название в Зап.
Церкви стало преобладающим; слово
конфирмация
используется и в рус. Языке.
В первые века
христианства крещение и М., осуществляемое
через возложение рук и (или) собственно
помазание, составляли единый обряд
христ. посвящения, которое осуществлял
епископ, обычно на Пасху. С IV в., когда
христианство получило в Римской империи
офиц. статус, обрядовая практика
постепенно начала меняться. Увеличение
числа крещений детей (которых теперь
крестили не только на Пасху, но и в другие
дни из опасения, что ребенок может
умереть некрещеным) и возрастание
количества сельских приходов сделали
невозможным присутствие епископа при
всех крещениях. На Востоке сохранилось
единство двух таинств, так что и ныне
М. совершается там священником, который
крестит; при этом используется миро,
освященное епископом или патриархом.
На Западе таинство М. осталось прерогативой
епископов, при этом установилось
разделение обоих таинств во времени:
крещение в приходе совершал священник
(или диакон), а М. — епископ во время
посещения прихода. В лат. обряде сохранился
обычай помазания миром сразу после
крещения, но это помазание не является
таинством М., а лишь предвещает его: М.,
тем самым, стало завершением помазания
при крещении. Практика Вост. Церквей
ярче подчеркивает единство христ.
посвящения, связь М. с крещением; в лат.
обряде четче выражено общение нового
христианина со своим епископом, а значит,
с Церковью. Документы Тридентского
собора характеризуют епископа как
«обычного служителя»(ministerordinarius)
таинства
М. (DH
1628-30),
а документы II Ватиканского собора
называют епископа «изначальным
служителем» (ministeroriginarius)
М. (LG
26).
Однако в случае необходимости это
таинство может совершить и священник
(ср. CIC,
кан.
883): так, уже начиная с XIII в. Св. Престол
давал священникам на
миссион. территориях
право совершать М.
Отделение
М. от крещения вызвало появление ин-та
восприемников при М., помогающих дух.
становлению новых христиан (первые
известия об этих восприемниках относятся
к VIII в.). На Западе до XIII в. Римские папы
и соборы предписывали, чтобы разрыв по
времени между крещением и М. не был очень
долгим — не превышал года; однако с
XIII-XIV
вв.
все больше распространялось обыкновение
переносить М. | до достижения сознательного
возраста(aetasdiscretionis),ок.
7 лет. Эта практика оправдывалась тем
обстоятельством, что именно в этом
возрасте юному христианину становится
необходимой особенная помощь Св. Духа
(ср., напр., конст.
Ео quamvistempore
Папы
Бенедикта XIV от 4.05.1745). В то же время
Римские папы не одобряли практику
откладывать М. до 12 лет, получившую
распространение в ряде стран под влиянием
янсенизма. После Тридентского собора
обычай, согласно которому участие в
таинствах Евхаристии и М. откладывалось
до наступления сознательного возраста,
был связан также с необходимостью и
уместностью организации катехизации
детей при подготовке к этим таинствам.
Нынешний ККП (кан. 891) также говорит, что
таинство М. должно уделяться человеку,
достигшему сознательного возраста.
Определение конкретных возрастных
рамок находится в ведении нац. конференций
епископов. Однако в случаях смертельной
опасности необходимо миропомазать
детей, даже если они не достигли
сознательного возраста.
В наст. время
(после литург. реформы II Ватиканского
собора), если крещение принимает взрослый,
он непосредственно после этого получает
М. и участвует в Евхаристии (кан. 866). Если
же М. совершается отдельно от крещения,
то богослужение М. начинается с
возобновления крещальных обетов и с
исповедания веры теми, кто принимает
М., — этим подчеркивается связь между
крещением и М. (ср. SC
71).
Епископ простирает руки над головами
всех принимающих М. и произносит молитву,
призывающую Святого Духа (эпиклесис);
затем он по очереди преподает таинство
М. каждому кандидату. Восприемник при
этом, стоя за спиной кандидата, возлагает
на его плечо правую руку. Таинство М.
преподается через помазание миром лба,
с возложением руки и словами «N
(имя),
прими знамение дара Святого Духа». М.
обычно завершается лобзанием в знак
мира, указывающим на общение с епископом
и всей Церковью.
В Вост. Церквях
М. всегда преподается после крещения;
совершающий М. священник помазывает
миром лоб, глаза, нос, уши, губы, грудь,
спину, руки и ступни новокрещеного;
каждое помазание сопровождается словами:
«Печать дара Духа Святого. Аминь».
С XIII в. на
Западе документируется обычай, согласно
которому епископ наносит принимающему
М. легкий удар в щеку (т.н. алапа): точный
исходный смысл и происхождение этого
жеста неизвестен, возможно, он берет
свое начало из церемонии посвящения в
рыцари. Впоследствии алапа осмыслялась
как напоминание о необходимости быть
твердыми в вере, т.е. уметь бороться
против искушений. В наст. время алапа
не предписана чинопоследованием М.,
хотя в ряде стран по традиции совершается.
У протестантов
таинства М. нет, но в Лютеранской Церкви
сохранился богослужебный обряд
конфирмации, во время которого община
принимает в свои ряды новых членов,
достигших 14-летнего возраста.
о. Ц.
Напюрковский, А. Горелов
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 429-433.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.