Миропомазание - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Миропомазание

Миропомазание, конфирмация (лат. confirmatio) — одно из 7 церк. таинств; наряду с крещением и Евхаристией — одно из таинств христ. посвящения; благодаря таинству М. совершенствуется связь крещеных христиан с Церковью, они получают особую силу Святого Духа, в большей степени обязуются распространять и защищать веру словами и поступками (ср. LG 11).

Уже в ВЗ пророки возвещали, что Дух Господень почиет на ожидаемом Мессии (Ис 11, 2); сошествие Святого Духа на Иисуса во время Его крещения Иоанном (крещение Господне) было знаком того, что Иисус — Мессия, Сын Божий. Эта полнота Духа должна была быть сообщена всему мессианскому народу (ср. Иез 36, 26-27; Иоил 2, 28-29). Христос неоднократно обещал это излияние Духа Своим ученикам (ср. Лк 12, 12; Ин 3, 5—8; 7, 37-39; 14, 16-17), и это обещание исполнилось после Его воскресения (Ин 20, 22), а особенно явно — в день Пятидесятницы (Деян 2, 1-4).

Катол. Предание видит начало таинства М. в том «возложении рук» (Деян 8, 14-17; 19, 5-6; Евр 6, 2), посредством которого апостолы передавали новообращенным дар Святого Духа и которое завершало крещение. Возложение рук выражает в осязаемой форме сошествие Святого Духа на нового христианина. С очень ранних времен, чтобы лучше выразить передачу Святого Духа, к обряду возложения рук было присоединено помазание благовонным елеем или миром, аромат которого символизирует «Христово благоухание» (ср. 2 Кор 2,14-16). Помазание в библ. и древней символике обладает множеством значений, фигурирующих и в таинстве М.: елей — символ изобилия и радости, он очищает, придает телу красоту и гибкость, исцеляет ушибы и раны. При М. человек получает знак Духа Святого, Его печать (ср. 2 Кор 1, 21-22: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши») — в древности печать владельца на к.-л. вещи была знаком его обладания этой вещью. Печать Духа Святого, получаемая при М., отмечает всецелую принадлежность верующего Христу, т.е. Помазаннику (ср. Деян 10, 38: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета»), что явным образом выражается в обряде М., когда совершающий его епископ погружает палец в миро и чертит знак креста на челе принимающего таинство.

Таинство М. в древности и Средневековье получило множество названий, особенно на Западе: impositio (возложение [рук]); perfectio («совершенство», в смысле завершения крещения); chrisma, илиchrismatio (от греч. χρϊσμα— елей); unctio («помазание»); signaculum, consignatio, signatio («запечатлевание»); confirmatio («подтверждение» [крещения], «укрепление» [крещальной благодати]). Последнее название в Зап. Церкви стало преобладающим; слово конфирмация используется и в рус. Языке.

В первые века христианства крещение и М., осуществляемое через возложение рук и (или) собственно помазание, составляли единый обряд христ. посвящения, которое осуществлял епископ, обычно на Пасху. С IV в., когда христианство получило в Римской империи офиц. статус, обрядовая практика постепенно начала меняться. Увеличение числа крещений детей (которых теперь крестили не только на Пасху, но и в другие дни из опасения, что ребенок может умереть некрещеным) и возрастание количества сельских приходов сделали невозможным присутствие епископа при всех крещениях. На Востоке сохранилось единство двух таинств, так что и ныне М. совершается там священником, который крестит; при этом используется миро, освященное епископом или патриархом. На Западе таинство М. осталось прерогативой епископов, при этом установилось разделение обоих таинств во времени: крещение в приходе совершал священник (или диакон), а М. — епископ во время посещения прихода. В лат. обряде сохранился обычай помазания миром сразу после крещения, но это помазание не является таинством М., а лишь предвещает его: М., тем самым, стало завершением помазания при крещении. Практика Вост. Церквей ярче подчеркивает единство христ. посвящения, связь М. с крещением; в лат. обряде четче выражено общение нового христианина со своим епископом, а значит, с Церковью. Документы Тридентского собора характеризуют епископа как «обычного служителя»(ministerordinarius) таинства М. (DH 1628-30), а документы II Ватиканского собора называют епископа «изначальным служителем» (ministeroriginarius) М. (LG 26). Однако в случае необходимости это таинство может совершить и священник (ср. CIC, кан. 883): так, уже начиная с XIII в. Св. Престол давал священникам на миссион. территориях право совершать М.

Отделение М. от крещения вызвало появление ин-та восприемников при М., помогающих дух. становлению новых христиан (первые известия об этих восприемниках относятся к VIII в.). На Западе до XIII в. Римские папы и соборы предписывали, чтобы разрыв по времени между крещением и М. не был очень долгим — не превышал года; однако с XIII-XIV вв. все больше распространялось обыкновение переносить М. | до достижения сознательного возраста(aetasdiscretionis),ок. 7 лет. Эта практика оправдывалась тем обстоятельством, что именно в этом возрасте юному христианину становится необходимой особенная помощь Св. Духа (ср., напр., конст. Ео quamvistempore Папы Бенедикта XIV от 4.05.1745). В то же время Римские папы не одобряли практику откладывать М. до 12 лет, получившую распространение в ряде стран под влиянием янсенизма. После Тридентского собора обычай, согласно которому участие в таинствах Евхаристии и М. откладывалось до наступления сознательного возраста, был связан также с необходимостью и уместностью организации катехизации детей при подготовке к этим таинствам. Нынешний ККП (кан. 891) также говорит, что таинство М. должно уделяться человеку, достигшему сознательного возраста. Определение конкретных возрастных рамок находится в ведении нац. конференций епископов. Однако в случаях смертельной опасности необходимо миропомазать детей, даже если они не достигли сознательного возраста.

В наст. время (после литург. реформы II Ватиканского собора), если крещение принимает взрослый, он непосредственно после этого получает М. и участвует в Евхаристии (кан. 866). Если же М. совершается отдельно от крещения, то богослужение М. начинается с возобновления крещальных обетов и с исповедания веры теми, кто принимает М., — этим подчеркивается связь между крещением и М. (ср. SC 71). Епископ простирает руки над головами всех принимающих М. и произносит молитву, призывающую Святого Духа (эпиклесис); затем он по очереди преподает таинство М. каждому кандидату. Восприемник при этом, стоя за спиной кандидата, возлагает на его плечо правую руку. Таинство М. преподается через помазание миром лба, с возложением руки и словами «N (имя), прими знамение дара Святого Духа». М. обычно завершается лобзанием в знак мира, указывающим на общение с епископом и всей Церковью.

В Вост. Церквях М. всегда преподается после крещения; совершающий М. священник помазывает миром лоб, глаза, нос, уши, губы, грудь, спину, руки и ступни новокрещеного; каждое помазание сопровождается словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь».

С XIII в. на Западе документируется обычай, согласно которому епископ наносит принимающему М. легкий удар в щеку (т.н. алапа): точный исходный смысл и происхождение этого жеста неизвестен, возможно, он берет свое начало из церемонии посвящения в рыцари. Впоследствии алапа осмыслялась как напоминание о необходимости быть твердыми в вере, т.е. уметь бороться против искушений. В наст. время алапа не предписана чинопоследованием М., хотя в ряде стран по традиции совершается.

У протестантов таинства М. нет, но в Лютеранской Церкви сохранился богослужебный обряд конфирмации, во время которого община принимает в свои ряды новых членов, достигших 14-летнего возраста.

о. Ц. Напюрковский, А. Горелов

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 429-433.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Суббота, 27 Мая

    Ближайшее празднование:
    Dominica post Ascensionem Domini
    28 Мая (остался 1 день)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 669
    Сессий: 22
    Сейчас на сайте: 1







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017