Минеи-Четии - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Минеи-Четии

Минеи-Четии, Четьи-Минеи, в Древней Руси — сборник пространных житий святых, расположенных по дням месяца. Пространные жития могли читаться в храме после службы, во время монастырской трапезы или быть внекалендарным келейным чтением. Каждый том М.-Ч., составлявших годовой круг, соответствовал одному месяцу, а сами тексты располагались по дням памяти святых.

Великие М.-Ч. — свод из 12 месячных книг, составленный под руководством митр. Московского Макария. Подготовка этого монументального сборника растянулась на 25 лет. Состав Великих М.-Ч. регламентировал головой круг чтения на каждый лень.

Основой Великих М.-Ч. стали статьи из Пролога и Торжественника. Они дополнялись рус. и переводными житиями святых, полными текстами из патериков, а также мн. др. текстами, в т.ч. из сочинений Отцов Церкви, из сборников Пчела, Златая цепь, Златоструй, из Иудейской войны Иосифа Флавия, Христианской топографии Козьмы Индикоплова, Хождения игумена Даниила, Тактикона Никона Черногорца, Просветителя Иосифа Волоцкого, апокрифов, кормчих книг, грамот, уставов и др. Каждый из 12 томов насчитывает от 1500 до 2000 листов большого формата (александрийских) и открывается «летописцем» (предисловием), в котором митр. Макарий рассказывает о работе над томом. Произведения расположены в порядке дней поминовения святых. Материал, не связанный с именем святого, помещен в последних числах месяца или в конце тома как дополнение.

Известны 3 полностью завершенных (чистовых) списка — Софийский, Успенский и Царский. Они составлялись вначале в Новгороде, затем в Москве. Митр. Макарий привлек к работе большую группу переводчиков, писателей и агиографов, в т.ч. Зиновия Отенского, дьяка Д. Герасимова, а также церк. иерархов — Феодосия Новгородского, Савву Чёрного, Иоасафа Владимирского. Они провели тщательную правку всего материала, чтобы выдержать единство стиля.

Состав Великих М.-Ч. соответствует кругу чтения грамотных людей рубежа XV-XVI вв. Проведенный в процессе работы сбор книг по церквям и монастырям способствовал сохранению множества произведений и формированию Патриаршей библиотеки в Москве.

В XVII в. на основе Великих М.-Ч. были составлены аналогичные своды — М.-Ч. Чудовские, Минеи Германа Тулупова и Минеи И.И. Милютина; в кон. XVII — нач. XVIII в. — М.-Ч. Димитрия Ростовского, ставшие гл. корпусом житий святых Русской Правосл. Церкви. Так М.-Ч. сформировались как лит. жанр.

Науч. издание текстов Великих М.-Ч. по всем трем спискам проводилось Археографической комиссией с 1863 по 1916, однако напечатаны были только тома, соответствующие нескольким месяцам.

Ф. Капица

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 406-407.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 13 Октября
    Hieronymi Presbyteri et Confessoris

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 19943
    Сессий: 12
    Сейчас на сайте: 19





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024