Месса в музыке - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Месса в музыке

Месса в музыке.

М. в музыке — это вокальная или вокально-инструментальная форма церк. музыки, написанной на лат. тексты Божественной литургии.

Муз. М. состоит из двух групп песнопений. 1-я включает в себя песнопения из ординария М. (ordinarium missae), т.е. относящиеся к постоянным частям М.: Купе, Glona, Credo, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei. 2-я, связанная с проприем Μ. (proprium missae), т.е. частями Μ., меняющимися в зависимости от дней и периодов литургического года, включает в себя в т.ч. интроит (входное песнопение), градуал, Аллилуйя, офферторий (приношение даров), коммунио (причастное песнопение). Проприй ведет свое происхождение от эпохи Папы Григория I Великого. Музыкально проприй бывает обычно мелодически богатым, а ординарий, как правило, сохраняет силлабический стиль. Хоральный проприй окончательно сформировался ок. 800, тогда как ординарий приобретал устоявшуюся форму гораздо дольше. Μ. ΧΙ-ΧΙΙ в. сохранились во фрагментах; самая ранняя из полностью дошедших до наст, времени М. — франц. Messe de Tournai (ок. 1300). До того М. не образовывала единой формы, а представляла собой собрание григорианских песнопений, объединенных в единое целое согласно местным литург. традициям.

Развитие полифонии привело к тому, что многоголосная музыка стала включаться в литургию. В полифоническом направлении проприй М. разрабатывали Деонин и Перотин (ΧΙΙ-ΧΙΙΙ вв.). Заслуживает внимания и кодекс Choralis Constantinus (1508) Хайнриха Исаака. В последующие века составители муз. проприя М. использовали технические возможности и муз. формы, свойственные той или иной эпохе.

Отд. части ординария М. также стали оформлять средствами полифонии, поначалу (XI в.) в 2-голосной форме с использованием дискантной техники. В XIII в. количество обработок сильно возросло, а с XIV в. стали появляться целые собрания обработок в дискантной технике.

Впервые полный цикл ординария М. был включен в Messe de Notre Dame (1364), написанную по случаю коронации Карла V в Реймсе; автор этой М., Гийом де —Машо, ввел в М. технику — мотета, при этом основу 4-голосной конструкции в Kyrie, Sanctus и Agnus Dei составили мелодия и текст григорианского хорала, исполняемого тенором, а Gloria и Credo остались в кондуктной форме. После этого в течение двух веков, до времени Дж.П. да Палестрины, муз. М. имела вид цикла мотетов.

Полифонические циклы М. создавали почти все композиторы XV-XVII вв.: Г. —Дюфаи, Й. де Окегем, Я. Обрехт, О. ди Лассо, Дж.П. да Палестрина; Жоскен Депре создал 32 произведения в этом жанре. В конструкции этих М. принципиальная роль принадлежала cantus firmus — мелодии, выбранной из числа популярных церк. или светских песен, на которую налагались мелодии контрапунктов, предусмотренных для др. голосов. От светской провансальской песни XII в. происходит название М. L'homme arme Г. Дюфаи. Муз. М. Avemaris stella Й. де Окегема, Pange lingua Жоскена Депре, Missa paschalis Μ. Леополита основываются на пасхальных песнопениях. С использованием мелодии песни L'homme arme были написаны также М. Окегема, Обрехта, Жоскена Депре, П. де Ла Рю, К. Моралеса и Палестрины. Последний стал создателем Missa Рарае Marcelli, считающейся примером чистого церк. стиля. Последовательно проводимый во всех частях М. cantus firmus впервые появился у Дж. Дунстэбла в М. Rex saeculorum.

Кроме того, обычным было не только заимствование чужой мелодии, но и произвольная обработка целых полифонических произведений, светских или церковных, напр. шансонов или мотетов; такие соч. назывались missa parodiae. Гл. представителем этого стиля был Ф. де Монте, однако и Палестрина создал 93 произведения в этом направлении.

Стиль муз. М. начал меняться под влиянием постановлений Тридентского собора, завершившего свою работу в 1563. Собор постановил, что текст М. должен быть исключительно религиозным, а звучание слов — более понятным, имея в виду существовавшие тогда наслоения неск. мелодий. После литург. реформы Тридентского собора число схем проприя М. было сокращено до 18, одновременно была добавлена группа дополнительных песнопений (cantus ad libitum).

С XVII в. на развитие муз. М. влиял стиль аккомпанементной монодии и опера. Некоторые части М., напр. Gloria и Credo, стали похожи на рел. кантаты, с ариями и дуэтами между хоральными фрагментами, с барочным инструментальным аккомпанементом basso continuo с оркестром. Тогда стал создаваться тип большой М. — сильно разросшейся торжественной М. (missa solemnis) с участием солистов, хора, оркестра. Наряду с этим возникла missa brevis (она состоит из Купе и Gloria). В рамках большой М. Gloria и Credo обычно состояли из нескольких частей (в результате разделения текста), напр. Et incarnatus, Crucifixus, Et resurrexit. Начало в этом было положено венецианской муз. школой (А. Вилларт, Дж. Габриели). Случалось, что Gloria и Credo компоновали по примеру рел. кантаты: такую форму принял К. —Монтеверди, создавший 7-голосную благодарственную М. по случаю избавления от эпидемии в Венеции в 1630. Такого типа М. создавали также П. Кавалли, А. Гранди, О. Дуранте, А. Калдара, А. Скарлатти. Наиболее ярким примером влияния монументального полихорального стиля на М. является произведение О. Беневоли (1628), рассчитанное на 53 голоса. В нач. XVII в. развитие светской музыки, в особенности оперы, повлекло снижение интереса композиторов к муз. форме М. Первым композитором, реализовавшим монодический стиль в М., стал Л. да Виадана (Cento concerti ecclesiastici).

Вскоре сформировалась кантатная М., примером которой является Месса си-минор (1740) И.С. Баха, где Gloria и Credo состоят из 8 частей. Вместе с тем сохранялся и стиль палестриновской М., к которому относятся 3 М., написанные К. Монтеверди (напр., missa parodiae 1610), а также сочинения Ф. Анерио, Дж. Нанино, О. Беневоли, Дж. Кариссими (он был последним, кто использовал мелодию Uhomme агmе), И. Фукс.

Композиторы эпохи классики применяли в кантатной М. оркестровый симфонический стиль (напр., венская М.), инструментальные фигурации, сонатную форму в гомофонических хоральных партиях; примерами служат М., написанные В.А. Моцартом (Коронационная месса), Й. Гайдном (6 последних М. из 14 созданных им — Heilig-Messe, Pauken-Messe, Nelson-Messe, Theresien-Messe, Schopfungs-Messe, Hartnonie-Messe) и Л. ван Бетховеном.

Значительными муз. соч. стали далекие от литург. использования концертные М., в которых солисты воспринимаются как ансамбль. В числе создателей таких М. — И.С. Бах, В.А. Моцарт (писавший М. с колоратурными ариями), Й. Гайдн, Л. ван Бетховен, Л. Керубини. Оперный стиль проявился в М. Дж. Россини, Дж. Верди и Дж. Пуччини.

Кроме того, в XIX в. во многих М. заметно влияние драматической музыки; такие произведения создавали мн. знаменитые композиторы: Л. Керубини (11 М.),

К.М. Вебер (2 Μ.), Дж. Россини (2 Μ.), Φ. Шуберт (6 Μ., прежде всего 2 последние — As-dur и Es-dur), Φ. Аист (3 Μ.), А. Брукнер (6 Μ.), С. Франк (2 Μ.).

В XX в. наступило возрождение полифонии Ренессанса и григорианского хорала, во многом в результате издания Апост. Престолом офиц. документов: motu proprio Папы Пия X Tra le sollecitudini (1903), апост. конст. Папы Пия XI Divini cultus (1928), энц. Папы Пия XII Musicae sacrae disciplina (1955), а также инструкций Конгр. обрядов Inter oecumenici (1964) и Musicam sacram (1967). Папа Пий X принял 3 критерия церк. музыки (в соответствии с принципами литургии): святость, благозвучие и универсальность. Эти тенденции получили отражение в М., созданных в XX в. такими композиторами, как X. Видор, Л. Берне, Г. Форе, Л. Яначек, Б. Бриттен, И. Стравинский, В. Аахман.

После II Ватиканского собора в результате литург. реформы, в т.ч. введения в М. нац. языков и значительного ограничения использования хорала, стиль муз. М. изменился. В частности, создаются инструментальные М. без текстов, написанные для органа или оркестра.

Особую роль играет заупокойная М.Requiem, получившая название от первых слов входного песнопения и содержащая дополнительную секвенцию Dies irae и заключительный —респонсорий Libera mе, Dominе; наиболее известные соч. в этом жанре создали Моцарт и Верди.

И. Козей

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С 346-349.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024