Месса - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Месса

Месса (лат. missa), Святая месса — Божественная литургия римского обряда, а также (в более широком значении) и др. зап. обрядов. В зап. традиции термин missa обозначает Божественную литургию любого обряда.

Этимология слова missa остается спорной. Согласно одной из наиболее признанных гипотез, первоначально оно могло означать отпуст (от глагола mittere — отпускать, отсылать), а впоследствии распространилось на все служение Евхаристии. Так или иначе, возможная этимологическая связь этого термина с лат. missio (миссия, послание) способствовала развитию богосл. толкования термина «М.»: литургия, в которой осуществляется тайна спасения, завершается призывом к верным идти и исполнять волю Божию в повседневной жизни; с др. стороны, христ. миссия преображения имеет в литургии свой дух. источник.

История

Чинопоследование римской М. сложилось в первые века в Рим. Церкви и имело распространение в некоторых др. италийских Церквях. Закрепление осн. формы рим. М. традиционно связывается с именем Папы Григория I Великого. В раннем Средневековье чин рим. М. был заимствован в ряде др. регионов Зап. Европы, в т.ч. во Франкском королевстве, а позднее — в Свящ. Рим. империи, где он претерпел некоторые изменения. С XI в. рим. М. стала фактически единственным чинопоследованием Божественной литургии на Западе (исключения составляли евхарист. богослужения в отд. местах, где сохранились др. литург. обряды: амвросианский, мозарабский, —братский и др.).

Рим. М. была в некоторой степени реформирована согласно решениям Тридентского собора; в 1570 Папа Пий V кодифицировал правила ее служения и текст чинопоследования. Этот чин М., именуемый тридентским, просуществовал в Католической Церкви до 1970, когда в ходе предпринятой после II Ватиканского собора литургической реформы он подвергся очередному существенному реформированию. Тридентский чин М. сохранился ныне у т.н. католиков-традиционалистов, находящихся в общении с Апост. Престолом, а также у некоторых схизматических групп.

Осн. целью реформирования М. Папой Павлом VI в 1970 было более активное и осознанное участие народа Божьего в Евхаристии как средоточии литург. жизни Церкви (см. SC 48). При сохранении тех элементов М., существо которых должно оставаться неизменным, мн. др. элементы были упрощены (из них устранены некоторые повторы и добавления); с др. стороны, в М. был возвращен ряд ценных элементов, которые в прошлом из нее исчезли (ср. SC 50).

Важнейшим шагом на этом пути стал перевод текстов М. на совр. языки. Была увеличена роль —Литургии слова. В реформированную М. возвращен ответный псалом, а также преобразован порядок чтений из книг Св. Писания. В завершающей части Литургии слова возрожден древний обычай чтения молитвы верных — серии молитвенных прошений о нуждах Церкви и всего мира. Приготовление даров заметно упрощено. Стало поощряться возрождение древнего обычая приношения даров народом.

Все важнейшие молитвы, требующие осмысленного участия верных, включая евхаристическую молитву, стали читаться во всеуслышание. Помимо Рим. канона было введено еще неск. евхарист. молитв. Целый ряд молитв и песнопений М. допускает большое количество вариантов.

Богословие

В М. присутствует и действует Христос — Свет мира, поэтому и сама М. является светом. Евхарист. литургия всегда предваряется Литургией слова, в которой Христос провозглашает Благую Весть — свет спасения — и освещает пути жизни (ср. апост. послание Папы — Иоанна Павла II Mane nobiscum Domine 12). Кроме того, М. является трапезой (восходящей к пасхальной трапезе ВЗ), цель которой — установление спасительной связи (общения) Христа с верными и верных между собой. Эта трапеза представляет собой одновременно и жертву, т.к. является сакраментальной актуализацией крестной жертвы Христа (Крест Господень), глубочайший смысл которой выражается в послушании Христа Богу Отцу вплоть до смерти. Жертва М. является литург. воспоминанием (греч. άνάμνησις, лат. memoriale) и имеет бескровный характер; в нее включается дух. жертва верных. Самое глубокое выражение евхарист. жертва и трапеза получают в причащении, т.е. вкушении Тела и Крови Христа, означающем полное соединение с Господом, основанное на субстанциальном присутствии Христа под видом хлеба и вина в каждой М.; реальное присутствие евхарист. Христа обуславливает хранение Святых Даров и поклонение им также вне М.

Последовательность и значение частей М.

Начальные обряды, состоящие из входа предстоятеля М., приветствия, обряда покаяния (первая форма этого обряда включает освящение воды и окропление), Kyrie, гимна Слава в вышних Богу... и вступительной молитвы (молитвы дня), имеют подготовительный характер, их цель — помочь собравшимся верным почувствовать себя единой общиной и приготовиться к внимательному восприятию слова Божьего и достойному участию в совершении Евхаристии.

Литургия слова включает в себя чтения из Св. Писания, перемежающиеся песнопениями, а также проповедь, символ веры и молитву верных (Вселенскую молитву). Посредством Библии Бог говорит Своему народу, открывает тайну искупления и спасения, а также дает верным дух. пищу; посредством Своего слова Сам Христос присутствует среди верных. Народ воспринимает слово Божие, которое затем поясняется в проповеди священника. После этого народ исповедует свою веру и возносит молитву верных о нуждах всей Церкви и о спасении мира.

Евхаристическая литургия совершается в Церкви в соответствии с заповедью Христа, Который, «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им [ученикам], говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк 22, 19-20).

В начале Евхаристической литургии совершается приготовление даров, во время которого на алтарь приносят хлеб и вино.

Потом совершается евхарист. молитва, во время которой Богу возносится благодарение за все дело спасения, а принесенные дары становятся Телом и Кровью Христа. Евхарист. молитва является средоточием и вершиной всего богослужения; ее значение состоит в том, что все собрание верных соединяется со Христом в провозглашении великих дел Божиих и в приношении жертвы. Префация, первая часть евхарист. молитвы, — это «благодарение Отцу через Христа, в Святом Духе, за все Его дела: творение, искупление и освящение» (ККЦ 1352). Следующий затем эпиклесис — это прошение к Отцу ниспослать «Духа Святого на хлеб и вино, чтобы они Его силою стали Телом и Кровью Иисуса Христа» (эпиклесис освящения) «и чтобы те, кто участвует в Евхаристии, стали единым телом и единым духом» (эпиклесис причащения) (ККЦ 1353). Во время произнесения священником повествования об установлении Евхаристии «сила слов и действия Христа и сила Духа Святого делают сакраментально присутствующими под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христа, а также Его жертву, принесенную за нас на Кресте раз и навсегда» (там же). В анамнесисе «Церковь вспоминает Страсти, Воскресение и пришествие во Славе Христа Иисуса», а также «приносит Отцу приношение Его Сына, Который нас с Ним примирил» (ККЦ 1354); это прежде всего «раз и навсегда» принесенная жертва Христа, а также жертва, приносимая собравшейся в данном месте и в данное время Церковью в единении со всей странствующей Церковью и торжествующей Церковью. Ходатайственная молитва охватывает всю Церковь и на небе, и на земле, живых и усопших, пастырей Церкви и весь искупленный народ.

Завершается Евхаристическая литургия обрядом причащения, заключающимся в том, что верные принимают Тело Христово и Кровь Христову, подобно тому как апостолы приняли их из рук самого Христа. Обряд причащения начинается с Молитвы Господней (Отче наш), в ней собравшаяся Церковь просит о насущном хлебе, который для христиан особым образом связан с евхарист. хлебом, а также молится об отпущении грехов, чтобы в подлинной святости принять Святые Дары. Священник добавляет эмболизм, служащий развитием последнего прошения Молитвы Господней об избавлении общины верных от зла. Приветствие мира — это прошение Церкви о мире и единстве для нее самой и для всего человечества, а также проявление собравшимися верными, пребывающими в лоне Церкви, общинного духа и христ. любви между ними непосредственно перед принятием Св. Даров. Обряд преломления освященной Гостии, совершаемый священником, включает погружение в чашу частицы Гостии в знак соединения Тела и Крови Христа в деле спасения. Приглашение на трапезу Господню провозглашает священник, держа Гостию над патеной или чашей. Плоды святого причастия, а значит, и М. — углубление единения с Христом и соединение всех верных в одно Тело Христово, т.е. Церковь; возрастание дух. жизни; укрепление любви, слабеющей в повседневной жизни, а в итоге — устранение повседневных грехов и ограждение от совершения смертных грехов (ср. ККЦ 1391-97).

Заключительные обряды.

В завершение М. священник приветствует верных и дает им благословение, затем он же или диакон совершает отпуст, давая верным напутствие, чтобы они вернулись к благим делам и прославляли этим Бога; этот обряд особым образом выражает миссию каждого христианина в окружающем мире.

о. Б. Мигут, П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 341-346.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 13 Октября
    Hieronymi Presbyteri et Confessoris

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 21887
    Сессий: 12
    Сейчас на сайте: 16





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024