К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Мартин Турский
Мартин
Турский (Martinus
Turonensis), св.
— епископ, исповедник, небесный
покровитель Франции; род. ок. 316, Сабария
(совр. Сомбатхей, Венгрия), ум. 8.11.397, с.
Канд, ок. Тура (Франция).
Происходил
из языческой семьи. Воспитывался в Ти-
цине (совр. Павия, Италия). В 15-летнем
возрасте М. стараниями своего отца,
воен. трибуна, вопреки собственному
желанию был зачислен в ряды конной
императорской
стражи. Воен. служба была в тягость М.,
т.к. с юношеских лет он мечтал о монаш.
жизни. Его душевные качества — милосердие,
смирение, терпеливость и доброта —проявились
уже во время воен. службы. Он оказывал
помощь бедным, одевал нищих, раздавая
все, что у него было. Дошедшая до нас
легенда о том, как М. поделился сзамерзающим
нищим своим плащом, разрезав его мечом,
вошла во все жизнеописания святого.
В 18 лет М.
принял крещение. Через 2 года, оставив
воен. службу, он приехал к еп. Иларию
Пиктавийскому, который вскоре посвятил
его в чин экзорциста. Миссион. деятельность
М. встретила противодействие со стороны
священников-ариан (арианство) — в то
время последователи учения Ария, несмотря
на осуждение арианства на I Никейском
соборе (325), взяли реванш благодаря
поддержке императорской власти. За
смелые выступления против ариан М. был
изгнан из Медиолана (совр. Милан) и сослан
на о-в Галинара, ок. Генуи.
В 360, узнав,
что его учитель еп. Иларий, также
находившийся в изгнании, вернулся в
Пиктавию (совр. Пуатье, Франция), М.
переселился в Галлию и жил в основанном
им монастыре в Лигюже, ок. Пуатье. Здесь
М. осратил мн. язычников в христ. веру.
По просьбе жителей Тавредуна (совр. Тур)
М. был посвящен в сан епископа (371). С
этого времени он с еще большим рвением
предался делам во имя Божие: строил
храмы, помогал бедным и др. Будучи
епископом, М. по-прежнему вел аскетический
образ жизни: носил власяницу, проявлял
неприхотливость в еде и одежде. После
того как он построил себе скит на берегу
р. Луары, его примеру последовали др.
христ. подвижники, в результате чего
возник монастырь Мармутье (впоследствии
прославившийся своим скрипторием).
После
смерти М. его почитание получило широкое
распространение в Галлии, а могила его
стала местом паломничества. Этому
способствовали и соч. его ученика и
почитателя Сульпиция Севера:
Житие св. Мартина и Диалоги.
В
эпоху Меровингов (VI-VII
вв.)
почитание М. повсеместно вошло в жизнь
франкского об-ва. Его житие пополнялось
новыми легендами и рассказами о посмертных
чудесах. М. прославляли не только как
чудотворца и заступника, но и как судью,
карающего за неправедные деяния. От
построенного в VIII в. в Париже франкскими
королями специального помещения для
хранения реликвии М. — его плаща (лат.
сарра)
происходит термин капелла.
Жизнь
и чудеса М. описаны в сочинениях Григория
Турского
История франков
и
Чудеса св. Мартина,
а также в поэме Венанция Фортуната,
изложившего
Житие св. Мартина
в стихах.
Память М. в
Католической Церкви — 11 ноября.
В. Савукова
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 217-218.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.