Мартин Турский - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Мартин Турский

Мартин Турский (Martinus Turonensis), св. — епископ, исповедник, небесный покровитель Франции; род. ок. 316, Сабария (совр. Сомбатхей, Венгрия), ум. 8.11.397, с. Канд, ок. Тура (Франция).

Происходил из языческой семьи. Воспитывался в Ти- цине (совр. Павия, Италия). В 15-летнем возрасте М. стараниями своего отца, воен. трибуна, вопреки собственному желанию был зачислен в ряды конной императорской стражи. Воен. служба была в тягость М., т.к. с юношеских лет он мечтал о монаш. жизни. Его душевные качества — милосердие, смирение, терпеливость и доброта —проявились уже во время воен. службы. Он оказывал помощь бедным, одевал нищих, раздавая все, что у него было. Дошедшая до нас легенда о том, как М. поделился сзамерзающим нищим своим плащом, разрезав его мечом, вошла во все жизнеописания святого.

В 18 лет М. принял крещение. Через 2 года, оставив воен. службу, он приехал к еп. Иларию Пиктавийскому, который вскоре посвятил его в чин экзорциста. Миссион. деятельность М. встретила противодействие со стороны священников-ариан (арианство) — в то время последователи учения Ария, несмотря на осуждение арианства на I Никейском соборе (325), взяли реванш благодаря поддержке императорской власти. За смелые выступления против ариан М. был изгнан из Медиолана (совр. Милан) и сослан на о-в Галинара, ок. Генуи.

В 360, узнав, что его учитель еп. Иларий, также находившийся в изгнании, вернулся в Пиктавию (совр. Пуатье, Франция), М. переселился в Галлию и жил в основанном им монастыре в Лигюже, ок. Пуатье. Здесь М. осратил мн. язычников в христ. веру. По просьбе жителей Тавредуна (совр. Тур) М. был посвящен в сан епископа (371). С этого времени он с еще большим рвением предался делам во имя Божие: строил храмы, помогал бедным и др. Будучи епископом, М. по-прежнему вел аскетический образ жизни: носил власяницу, проявлял неприхотливость в еде и одежде. После того как он построил себе скит на берегу р. Луары, его примеру последовали др. христ. подвижники, в результате чего возник монастырь Мармутье (впоследствии прославившийся своим скрипторием).

После смерти М. его почитание получило широкое распространение в Галлии, а могила его стала местом паломничества. Этому способствовали и соч. его ученика и почитателя Сульпиция Севера: Житие св. Мартина и Диалоги.

В эпоху Меровингов (VI-VII вв.) почитание М. повсеместно вошло в жизнь франкского об-ва. Его житие пополнялось новыми легендами и рассказами о посмертных чудесах. М. прославляли не только как чудотворца и заступника, но и как судью, карающего за неправедные деяния. От построенного в VIII в. в Париже франкскими королями специального помещения для хранения реликвии М. — его плаща (лат. сарра) происходит термин капелла.

Жизнь и чудеса М. описаны в сочинениях Григория Турского История франков и Чудеса св. Мартина, а также в поэме Венанция Фортуната, изложившего Житие св. Мартина в стихах.

Память М. в Католической Церкви — 11 ноября.

В. Савукова

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 217-218.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 13 Октября
    Hieronymi Presbyteri et Confessoris

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 18795
    Сессий: 12
    Сейчас на сайте: 16





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024