К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Мартин Бракарский
Мартин
Бракарский (Martinus
Biacarensis),
ев.
— архиепископ, писатель; род. ок. 515 в
Паннонии (ныне Венгрия), ум. в 579, Бракара
(совр. Брага, Португалия).
Совершил
паломничество в Палестину. Ок. 550 прибыл
в бывшую рим. провинцию Галисию (зап.
часть Пиренейского п-ова), которая вошла
после Вел. переселения народов в состав
королевства свевов, и вскоре основал
монастырь в Думио (ок. Бракары), где стал
аббатом. Ок. 559 посвящен в сан епископа
Думио. По-видимому, М. организовал
библиотеку и школу, в которой изучали
не только латинский, но и греч. язык.
Благодаря активной миссион. деятельности,
а также глубокому и разностороннему
образованию ему удалось обратить в
катол. веру короля свевов Теодомира,
прежде исповедовавшего арианство.
Влияние М. стало еще большим при королях
Ариамире и Мироне. После смерти митр.
Бракарского Лукреция ок. 570 М. был избран
на Бракарскуго кафедру, при этом он
сохранил за собой еп-во Думио. М. принимал
участие в работе I Бракарского собора
(561) и председательствовал, уже будучи
митрополитом, на II Бракарском соборе
(572). Распространял почитание св. Мартина
Турского, воздвигнув в его честь неск.
храмов.
Перу
М. принадлежит большое число соч. и
переводов. М. перевел с греч. сборник,
состоящий из 110 высказываний о монаш.
добродетелях — Sententiae
patrum
Aegyptiorum
(Речения египетских Отцов), а также
Canones
ex
orientalium
patrum
synodis
(Каноны
соборов восточных Отцов).
В
сочинениях М., посвященных нравственной
тематике, заметно влияние Сенеки. М.
принадлежит ряд наставлений, составивших
трилогию (Pro
repellenda
iactantia,
De
superbia,
Exhortatio
humilitatis).
Наиболее
значительное из его соч. — Formulae
vitae
honestae
(Правила
достойной жизни), которое в Средние века
было известно под названием De
quattuor
virtutibus
cardinalibus
(О
четырех основных добродетелях); оно
оказало значительное влияние на мн.
ср.-век. писателей, в т.ч. Винсента из
Бове. В соч. De
ira
(О
гневе) М. описал проявления этого порока
и способы его обуздывать; в проповеди
De
согrectione
rusticorum
(Об
исправлении невежд) описал и проанализировал
суеверия, распространенные в его время
на Пиренейском п-ове. В небольшом трактате
De
trina
mersione
(О
тройном погружении) М. приводит возражения
в ответ на обвинения свевской Церкви в
отклонениях от ортодоксии в обряде
крещения. Сохранились также 3 небольшие
поэмы М.: одна — на освящение церкви Св.
Мартина Турского; вторая — предназначенная
для написания на стене трапезной
монастыря в Думио; третья представляет
собой эпитафию М. В этих поэмах чувствуется
влияние Сидония.
Приписывавшееся
М. соч. De
Pascha
(О
Пасхе), посвященное расчету пасхалии,
ему не принадлежит (составлено неизвестным
автором в конце VI в.).
М. был
похоронен в монастыре в Думио. Память
М. в Католической Церкви — 20 марта.
В.
Задворный
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 214-215.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.