Малые чины - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Малые чины

Малые чины (лат.ordinesminores) — низшие ступени клира.

До 1972 в Католической Церкви к М.ч. относились аколиты, экзорцисты, чтецы и остиарии, исполнявшие определенные функции в литург. собрании. М.ч. представляли собой низшие ступени клира, в отличие от четырех высших чинов (субдиаконы, диаконы, пресвитеры, епископы). В наст. время из бывших М.ч. в Католической Церкви сохранились только должности и служения аколита и чтеца, которые уже не относятся к клиру (ныне существуют лишь 3 ступени клира — диакон, пресвитер и епископ).

Трудно установить точную дату возникновения отд. служений, но уже в Дидахе (кон. I — нач. II в.) упомянуты служения, отличавшиеся от епископа, пресвитера и диакона; в список этих служений входили также пророки и учители. В соч. Traditio apostolica (1-я пол. Ш в.), приписываемом Ипполиту Римскому, названы в т.ч. чины исповедников, чтецов, субдиаконов и экзорцистов; согласно Traditio apostolica, во время посвящения в эти чины не требовалось возложения рук, обязательного при посвящении в высшие чины. Папа Корнелий (251-253) в послании к еп. Антиохийскому Фабию (251) привел список клира в Риме тех времен, где названы 1 епископ, 45 священников, 7 диаконов, 7 субдиаконов, 42 аколита, 52 экзорциста, чтеца и остиария. Папа Зосим (417-418) в послании к еп. Салоны Гезихию писал: «Если кто был записан с детских лет в служители Церкви, должен оставаться чтецом до достижения двадцати лет. Если взрослый желает войти в служение Божье, в течение пяти лет он должен пребывать либо среди чтецов, либо среди экзорцистов, а затем будет повышен до аколита либо субдиакона и должен пребывать в этом служении четыре года, и, если будет он достоин того, приступит к диаконскому служению». Это же правило содержится в т.н. Сакраментарии Гелазия. В Statuta Ecclesiae апtiqua (V в.) появился новый чин псаломщика. Рим был разделен в то время на 7 диаконий, руководимых диаконами, каждый из которых имел 7 помощников: один из них был субдиаконом, а остальные назывались sequentes (доcл. «последующие [служители]») Церкви.

На основании Statuta Ecclesiae antiqua, Missale Francorит и Сакраментария Гелазия ок. 950 в римско-герм. понтификал был включен обряд посвящения в М.ч.: вначале объявлялись имена кандидатов, затем следовало напутствие епископа, вручение кандидатам предметов, символизирующих их будущие функции (аколит получал свечу и сосуд для елея, экзорцист — книгу экзорцизмов, чтец лекционарий, остиарий — ключи, субдиакон — патену), после этого епископ призывал всех к молитве и произносил формулу посвящения (в виде благословения). Синод в Беневенто (1091) относил степень субдиакона к М.ч., но уже Римский понтификал XII в. рассматривал ее как один из высших чинов. Тридентский собор (1545-63) постановил, что дух. лица, прошедшие 4 низшие степени посвящения, могут принимать очередное посвящение в чин субдиакона не ранее чем через год со дня посвящения в старший из М.ч. (т.е. в чин аколита).

В ходе литургической реформы XX в. принципиальные изменения в обряды посвящения были внесены апост. конституцией Папы Павла VI Pontificalis Romanire cognitio от 18.06.1968, в которой отсутствовал обряд посвящения в М.ч. Motu proprio Папы Павла VI Ministeria quaedam от 15.08.1972 оставило из прежде существовавших М.ч. лишь служения аколита и чтеца (ср. CIC 1035). В этом документе было заявлено, что вступлением в дух. сан является обряд посвящения в диаконы. В результате обязанности, прежде исполнявшиеся М.ч., были доверены мирянам на основании всеобщего священства Церкви. Некоторые литург. должности в Католической Церкви исчезли, а введение таких форм служения, как экзорцист, катехизатор, остиарий и т.п., было оставлено на усмотрение конференций епископов.

Согласно ККВЦ (кан. 758 § 1, п. 5), для рукоположения в священнический сан в вост. обрядах необходимо предварительное посвящение в М.ч. в соответствии с собственным правом Церкви sui iuris.

В Русской Правосл. Церкви существуют 2 М.ч. — чтец и иподиакон.

М. Гурняк

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 77-79.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Суббота, 21 Декабря
    In Conceptione Beate Marie Virginis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 5609
    Сессий: 16
    Сейчас на сайте: 29





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024